Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Протекционизм способен утопить Евросоюз

13 февраля, 2009 - 20:38

Решение Европейского Союза созвать два экстренных саммита, направленных на борьбу против мутирующего вируса протекционизма — в принципе, неплохая идея, если в результате выкристаллизуется коллективное понимание того, что и почему стоит на кону.

Европа до сих пор вяло реагировала на данную опасность, и на фоне тотального равнодушия и бездонных на первый взгляд глубин кризиса ничего удивительного в этом нет. Однако это не извиняет политику разорения соседей и войны субсидий, примером которых может служить возмутительный призыв президента Николя Саркози к французским автопроизводителям «репатриировать» производство со сборочных заводов в Восточной Европе во Францию.

В то время как лидеры Евросоюза, забыв самые элементарные принципы солидарности, наперегонки бросаются играть с огнем, под угрозой оказалось все европейское предпринимательство.

Господин Саркози, которому определенно следовало бы следить за речью, тут, к сожалению, не единственный виновник. Например, британец Гордон Браун, как считается, лучше прочих европейских лидеров понимающий принципы работы мировой финансовой системы, проповедует за рубежом международное сотрудничество, одновременно практикуя в своей стране финансовый национализм. Так дело не пойдет.

Недостаточно осудить такое поведение как обычное лицемерие или вполне объяснимую реакцию на чрезвычайные обстоятельства.

Успех Европейского Союза во многом стал плодом его двойственной сущности: он частично межправительственная структура, а частично федеральная. Союз традиционно скрепляют экономическая интеграция и единый рынок.

Именно этому — общему контролю над политикой в области торговли и конкуренции, то есть ключевой сферой компетенции Евросоюза — и угрожает сползание в протекционизм.

Этот процесс начался задолго до кредитного кризиса. Еще 15 лет назад лидеры ЕС приняли решение подвести черту под эпохой Жака Делора, ставшей пиком европейских амбиций, и репатриировать власть из Брюсселя в национальные столицы. Сейчас этот процесс зашел слишком далеко.

В результате мы получили слабую Европейскую комиссию. К тому же срок полномочий ее теперешнего состава истекает, ее председатель Жозе Мануэл Баррозу добивается переизбрания, и в подобной ситуации она не слишком способна противостоять натиску могущественных стран-членов на коллективное наследие ЕС.

В идее поручить Еврокомиссии контроль над рабочими группами по координации государственной помощи банкам и автопроизводителям, высказанной в четверг на этих страницах бывшим премьер-министром Италии Джулиано Амато и бывшим еврокомиссаром Эммой Бонино, есть здравое зерно. Если Брюссель не сможет подтвердить свое право на надзор за единым рынком, ЕС рискует распасться на части. Этому союзу нужна более сильная Еврокомиссия.

The Financial Times, Великобритания, Редакционная статья, 13 февраля 2009
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ