Вчера в Киеве началась двухдневная научно-практическая конференция «Международная экспертная поддержка реформ сектору безопасности и обороны Украины». «Дню» удалось пообщаться в канун этого мероприятия с одним из его участников президентом Центра предотвращения конфликтов и их раннего предупреждения Юлианом КИФУ, Бухарест. В эксклюзивном интервью он рассказал, как в Румынии и на Западе относятся к так называемому кризису на Донбассе — в действительности российской агрессии. Господин Кифу также объяснил, при каких условиях возможно ускоренное вхождение Украины в НАТО, несмотря на потерю контроля за частью территории.
«НА ДАННЫЙ МОМЕНТ ВАЖНЕЙШЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ ЗАЩИТА УКРАИНЫ»
- Согласно с нашей оценкой, это аннексия Крыма и военная агрессия на востоке Украины с привлечением российских войск, командиров и боевиков. Это все для Румынии является понятным и совпадает с оценками в документах НАТО, включая саммит в Уэльсе. Конфликт не будет решен в краткосрочной перспективе. Что касается Крыма, я сомневаюсь, что любая страна признает изменение территории силой или аншлюс такого типа. И в данной ситуации вряд ли возможно использование силы для возвращения оккупированных территорий.
Мы должны считаться с тем фактом, что на востоке находится огромное количество российских войск, которое превышает войска НАТО в соседних с Украиной государствах. Поэтому, на данный момент, самым важным направлением является защита Украины. Я один из сторонников предоставления Украине вооружения, которое должно быть предназначенным для защиты от любого нового нападения. Я думаю, что де-факто у вас должна быть линия обороны Украины: восточная демаркационная линия на Донбассе и на севере от Крыма.
И в данной ситуации оружие может быть предоставлено Украине, чтобы защититься от новой агрессии, но не использовать его для ведения боевых действий и наступления на сепаратистов. По-моему, это наиболее реалистичный способ оценки ситуации в Украине. Альтернативой будет потеря Украиной суверенитета, чего пытается достичь Россия, через так называемую децентрализацию, а, в действительности, - расчленение страны. С другой стороны, Минские договоренности не могут быть выполненными, если не будет полного выведения войск, вооружений, иностранных военных формирований и если не будет возобновлен полный контроль над границей украинскими вооруженными силами. Я не уверен, что эту задачу может решить нынешнее поколение лидеров. Скорее всего, эта задача для следующего поколения и потому украинские вооруженные силы должны там стоять, по меньшей мере, 10 – 15 лет.
«НУЖНО НАИБОЛЕЕ АКТИВНО РАЗОБЛАЧАТЬ ПРИСУТСТВИЕ РОССИЙСКИХ ВОЙСК И ГОВОРИТЬ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОССИИ ЗА АГРЕССИЮ»
- Другими словами, вы считаете, что нам нужно готовиться долгое время жить без контроля над частью собственной территории?
- Да, пока не появятся настоящие военные возможности, рановато поднимать вопрос возвращения утраченных территорий. После подписания Минских договоренностей в сентябре, я не видел военных возможностей, чтобы вернуть под свой контроль Донбасс и Крым. Поэтому боевые действия не помогут, даже если мы дадим оружие Украине, чтобы воевать с Россией, потому что в любом случае Киев не добьется успеха. Россия имеет достаточно войск, оружия, чтобы сбалансировать ситуацию в свою пользу и сохранить контроль над территориями, которые она уже оккупировала. Поэтому, по-моему, один из рациональных вариантов в данный момент заключается в том, чтобы как можно активнее разоблачать присутствие российских войск и говорить об ответственности России за агрессию в восточной Украине, как это было сделано по вопросу Крыма. И в данном контексте важно, чтобы были направлены юридические иски и задействованы другие средства, но, ни в каком случае не продолжать боевые действия. Потому что это не сработает, а количество погибших будет очень большим.
«СЕЙЧАС ВАЖНЕЙШАЯ ВЕЩЬ – СПЛОЧЕННОСТЬ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВОЛЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕФОРМ»
- Некоторые иностранные эксперты и журналисты указывают, что Запад больше оказывает давление на Киев, чтобы он выполнял Минские договоренности, чем на Москву, которая их вообще не выполняет. Разве же это не так?
- Вы хорошо знаете, что Запад на вашей стороне в противостоянии давлению Москвы. Через санкции Россия несет убытки, и будет платить еще большую цену. И здесь проблема для Киева состоит в том, что у вас нет сплоченности в середине политического класса, нет политической воли, чтобы двигаться вперед, осуществлять сложные реформы, многие из которых являются не очень приятными ни для населения, ни для олигархов. Пока в этой сфере не будет результата или если начнется борьба внутри власти, то это приведет к полному поражению Украины. Поэтому, по-моему, сейчас важнейшая вещь – сплоченность, политическая воля для осуществления реформ в Украине.
- После недавнего визита госсекретаря США Джона Керри в Сочи и его переговоров с российским президентом возникает впечатление, что Украину «сливают». Да и американские СМИ назвали этот визит демонстрацией слабости и отчаянности Белого дома. Что вы скажете по этому поводу?
- Вы взяли обязательство выполнить Минские договоренности, потому здесь не идет речь о том, что кто-то оказывает давление на вас. С другой стороны, судя по увиденному в Сочи, Киеве, а теперь - и в Москве, в связи с визитом Виктории Нуланд, я не вижу сигнала, что кто-то торгует Украиной в отношениях с Россией. Напротив, я вижу здесь, что существует разрыв между пониманием и поддержкой населения и политического класса в Киеве и на Западе. Учитывая ситуацию, в данный момент Запад много помогает вам. Украина является внеблоковой страной, в свое время она отказалась идти по пути в НАТО. Это было суверенное решение Украины. А когда вы находитесь в состоянии войны, потеряли часть территории, не ожидайте большего от Запада, в частности общей обороны. Другое дело, если бы вы были членом Альянса, тогда вы могли бы воспользоваться статьей 5 Вашингтонского договора. И то, что Запад помогает готовить вооруженные силы, пограничные войска, является важным шагом вперед, который значит, что Запад действительно хочет поддерживать вас, а не толкает к тому, чтобы сдаться или вести какие-то переговоры за счет Украины.
«НЕВОЗМОЖНО ВСТУПИТЬ В НАТО С РАЗМЫТОЙ ГРАНИЦЕЙ…»
- Некоторые эксперты отмечают, что существует три способа вступления в НАТО, среди которых один предполагает немедленное вступление страны-партнера, которая находится под угрозой нападения. Возможен ли такой сценарий быстрого вступления в НАТО нашей страны, если она будет соответствовать критериям?
- НАТО поддерживает Украину на деле и уже задействовало статью 4, предусматривающую консультации с партнером по вопросам безопасности. Но вы не можете просить, чтобы вооруженные силы Альянса воевали в Украине. Таких обязательств Альянс не брал перед Украиной. НАТО взяло обязательства помогать вам таким образом, как вы просите. После начала войны вы поняли, что вам нужно большее: реформирование вооруженных сил, учения и тому подобное. И здесь мы возвращаемся к пункту 1, необходимости де-факто обеспечения Украиной контроля над границей. Невозможно вступить в НАТО с размытой границей, или без части территории, с которой нет линии обороны. Поэтому Украине нужно обеспечить укрепленную границу со своей стороны демаркационной линии на востоке, а также с северной частью Крыма.
И вторым моментом являются реформы. Но речь идет о настоящих глубоких реформах, включая права меньшинств, выполнение всех обязательств относительно членства в НАТО и ЕС. Это позволит вам двигаться дальше в этом направлении. Вы приблизитесь к копенгагенским критериям, к выполнению условий, необходимых для представления заявки на членство в НАТО. Но самое главное, чтобы вы могли защитить себя, а это значит - иметь настоящую укрепленную линию обороны.
- Если подвести итог беседы, то ваш совет состоит в том, что украинцам нужно готовиться к тому, что нам долго не удастся вернуть территории, оккупированные Россией. Так ли это?
- Да, я считаю, что разумно было бы рассматривать именно такой вариант, не сдавать территорию, которая должна быть признанной частью вашей территории, как и целостность, суверенитет, независимость Украины. И это поддерживает НАТО, ЕС и США, но вам нужно доказать, что, по крайней мере, вы обеспечиваете полную оборону, имеете все возможности для контроля собственной территории за исключением оккупированной. Никто не воспринимает страну с размытыми границами или с частью ее территории, которую россияне хотят оставить под контролем Москвы, чтобы иметь вето на ваши решения во внешней, оборонной и безопасностной политике. Если такая ситуация будет иметь место, то Украина не будет больше игроком. И Европе придется обсуждать вопрос с Москвой, а не с Киевом, если все будет под контролем России. Поэтому, я думаю, что это важнейший момент, на который вы должны обратить внимание.