Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Путин и бесконечный генетический код

«Донбасс мы не бросим, несмотря ни на что», что означает, что Россия не собирается выполнять Минские соглашения
15 февраля, 2021 - 19:14

Встреча Владимира Путина с главными редакторами российских СМИ проходила на этот раз по видеосвязи и, как обычно, была объявлена закрытой. В ней участвовали представители как телевизионных и печатных медиа и радиостанций, так и интернет-изданий. Однако необычным стало то, что вскоре после завершения встречи произошел целый ряд утечек в виде ответов российского президента на отдельные вопросы. Прежде такого не происходило. Поскольку во встрече не принимали участие СМИ, в той или иной степени представляющие внесистемную оппозицию, а присутствовали только главные редактора лояльных к Путину оппозиционных изданий, вроде «Эха Москвы», прекрасно знающие рамки дозволенного, можно предположить, что утечки были заранее запланированными и должны были привлечь дополнительное внимание публики к путинским высказываниям, когда фрагменты видеозаписи встречи показали по федеральным каналам. Эту публикацию пресс-секретарь президента Дмитрий Песков объяснил большим интересом к событию и необходимостью этот интерес удовлетворить, хотя сперва он же выражал сожаление по поводу якобы незапланированных утечек: «По-русски говоря, просто слили какую-то часть беседы моим коллегам. Мы в этой связи сожалеем». Думаю, что все это — хорошо продуманная игра, рассчитанная на ту часть российской и международной общественности, которая может поверить, что вот уж на закрытой встрече российский президент будет резать правду-матку.

Что же сказал Путин главредам? Во-первых, как обычно, изрек банальность насчет того, что «прежде чем принять какое-то решение, нужно подумать о последствиях любого нашего шага». Более конкретным можно счесть заявление о том, что «Донбасс мы не бросим, несмотря ни на что», что означает, что Россия не собирается выполнять Минские соглашения. Очевидно, с этим заявлением тесно связаны последние российские действия на линии фронта, призванные прощупать боеспособность ВСУ и их способность отвечать на провокации. Как пытался убедить Путин своих собеседников, «вот как только мы стали стабилизироваться, на ноги вставать — все, тогда началась сразу политика сдерживания. И чем мы становились сильнее, тем сильнее проводится эта политика сдерживания». Президент попытался доказать россиянам и всему миру, что антироссийские козни Запада проистекают от того, что Россия с каждым годом становится все сильнее и сильнее, и прежде всего — в военной области. Вот, дескать, раньше смеялись над его, Путина, заявлениями о гиперзвуковом оружии, о ракетах с ядерными реакторами и прочей боевой фантастикой, а теперь реально боятся и оттого злобствуют. Правда, не уточнил, кто именно боится. Западные эксперты как потешались над путинскими мультиками, так и продолжают потешаться. Нет и признаков того, что западные политики начали больше бояться России.

Для западной же общественности и до пандемии российская угроза не была среди приоритетов, а теперь, когда все затмил ковид, о России вспоминают только по очень большим праздникам, и то скорее в связи с российскими вакцинами, а не в связи с российскими ракетами. Но пассаж Путина по этому поводу был по-своему замечателен: «Я уже говорил, в сфере военного строительства. Сначала тоже, как над вакциной, хихикали. Помните, когда я рассказал о новых современных видах оружия, которые ставятся на вооружение в Российских вооруженных силах на боевое дежурство? Сначала начали хихикать, что все это ерунда, фейк, придумано. Сейчас все это сменилось на совершенно другие настроения... Я верю в пассионарность, в теорию пассионарности. Это, собственно, как в природе, в обществе, — идет развитие, пик, затухание. Россия не достигла своего пика. Мы на марше, на марше развития. Она прошла через тяжелейшие испытания в своей истории в 90-е и начале 2000-х годов, но она на марше развития... Я смотрю по тому, что у нас происходит. Проблем море. Но, в отличие от других, старых или быстро стареющих наций, мы все-таки на подъеме, мы — достаточно молодая нация. У нас бесконечный генетический код. Он основан на смешении кровей, если так по-простому, по-народному сказать. А это возможно, если мы будем сохранять межнациональное единство и межконфессиональное единство, уважая каждого человека, который проживает на этой территории. Чтобы каждый, кто здесь проживает, чувствовал, что это его родина, даже будучи представителем самого малого народа. Поэтому все это можно объединить одним словом — «патриотизм»». Особенно потряс зрителей и слушателей «бесконечный генетический код». Такое, наверное, ни один философ и ни один биолог представить не смогут. Помнится, Сталин в последние годы жизни языкознанием увлекся. А Владимир Владимирович в биологию ударился и в пассионарность.

Естественно, Навальный, которого Путин опять перестал называть по имени и фамилии, был представлен как коварный агент Запада, безликий и злобный «фигурант». Вот только при этом последовало признание, что акции протеста стали происходить потому, что западная агентура использует тот факт, что «раздражение [в обществе] накапливается, проблем много, денег не хватает» и «во всех странах мира, в том числе у нас, возникает усталость у людей, возникает накопленное раздражение. Возникает недовольство, в том числе по отношению к условиям, в которых они живут, уровнем своих доходов». И еще Путин посетовал на тяжелую долю начальства: «Что ни говори: пандемия, не пандемия, вот хуже стали жить... Кто виноват? Начальство. Ну, такова доля начальства, здесь уж ничего не поделаешь...» Правда, после фильма про гигантский чудо-дворец в Геленджике в тяжелую долю Путина и его друзей мало кто поверит. Вот бы и объяснил всем президент великой страны, почему Россия становится все сильнее и сильнее, а основная часть ее населения живет все хуже и хуже. А заодно поделился бы сокровенным — удовлетворен ли он уровнем своих доходов или на дворец в Геленджике все равно не хватает и приходится изыскивать дополнительные средства. Или, может, дворец собирается продать, тому же Ротенбергу, а вырученные средства пустить на помощь бедным? Но это вряд ли.

Главные редактора и зрители телеканалов наверняка обратили внимание на то, что во время встречи президент все время покашливал. Порой создавалось впечатление, что Владимиру Владимировичу не хватает воздуха. Вот и гадают теперь, то ли и у Путина обычная простуда, которую он переносит на ногах, то ли грозный ковид.

Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ