Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Путин назвал «сферы» стратегических интересов

17 мая, 2003 - 00:00

Выступление топ-менеджера успешной компании — таким, судя по всему, планировалось ежегодное обращение президента России Владимира Путина к Федеральному Собранию. Спичрайтеры российского президента явно делали ставку на оптимизм по поводу «светлого будущего» России, которая, как сказано в обращении, «должна занять место среди действительно сильных экономически передовых и влиятельных государств в мире». Принципиально нового сказано было крайне мало. Однако даже сам тон послания — уверенный, выдержанный скорее уже в американских традициях, чем в советских — сыграл свою роль: в первых комментариях послания в Москве и эксперты, и СМИ постарались не замечать «пробравшихся» в текст выступления несуразностей, никто даже не пытался задавать вопросы о ресурсах, возможностях, способах, цене выполнения поставленных задач. Констатировалось, что Россия юридически и фактически восстановила единство страны. Впервые, пожалуй, говорилось лишь о том, что правительство может создавать парламентское большинство (российская конституция, как и украинская, об этом ничего не говорит). Да еще ощущалось, что президент предпочитает оставаться над схваткой — раскритиковав правительство и пообещав «помочь» ему «политическим импульсом», Путин явно не стремился к самокритике. Обращение Путина должно было прозвучать еще в начале апреля, считается, что оно было отложено из-за иракской войны.

Итак, «весь наш исторический опыт свидетельствует, что такая страна, как Россия, может жить и развиваться в существующих границах, только если она является сильной державой». Что для этого нужно преодолеть? «Политическая система развита недостаточно, государственный аппарат малоэффективен, большинство отраслей экономики неконкурентоспособны». «...численность населения продолжает падать. Бедность отступает крайне медленно. Международная обстановка остается сложной. Конкуренция в мировой экономике не снижается». Россию «оттесняют» страны с высокоразвитой экономикой, жалуется Путин. И призывает: удвоить ВВП России за десять лет (за счет «уточнения существующих подходов к экономической политике»). Пока что президента, с одной стороны, не удовлетворяет нестабильный экономический рост, что связано, однако, с мировой конъюнктурой, с другой — можно понять, что его полностью устраивает то, что российская экономика растет почти исключительно за счет сырьевых отраслей.

Путин призывает достичь полной, внутренней и внешней конвертируемости рубля — и не объясняет, что это означает, чего это стоит, как это достигается.

Путин верен себе и обещает, что люди в Чечне будут жить «нормальной человеческой жизнью», несмотря на то, что «остатки бандитов» пытаются сорвать процесс — при том, что даже тщательно отфильтрованные сообщения из республики такой уверенности не вселяют. Армию обещано перевести на профессиональную основу, срок службы к 2008 году сократить до года, обеспечить армию современным оружием, в том числе и стратегическим, которое способно защитить и Россию, и ее союзников — союзники при этом не назывались.

Два акцента касались отношений России со странами СНГ. Первый — миграционная политика. «Нам нужны не запреты и препоны, а эффективная иммиграционная политика, выгодная для страны и удобная для людей, особенно для жителей СНГ». По словам Путина, принятые в России законы, регулирующие вопросы гражданства, «были призваны навести порядок в иммиграционных потоках, сделать их прозрачными». Этого, делает вывод президент, не получилось. Не исключено, что за этим стоит ожидать возвращения в тематику российской политики вопроса о двойном гражданстве, казалось бы, канувшего в небытие и оживленного недавно в Украине на съезде Партии регионов.

Второй момент — не нов. Как и в прошлые годы, в обращении президента России без обиняков указывается, что «мы рассматриваем пространство СНГ как сферу наших стратегических интересов», и что «мы также исходим из того, что для государств СНГ сама Россия является сферой их национальных интересов».

Во внешнеполитической части выступления стоило бы обратить внимание на два пассажа: «Россия дорожит сформировавшимся антитеррористическим сообществом как инструментом координации международных усилий в борьбе с этим злом». И «сильные, хорошо вооруженные национальные армии подчас используются не для борьбы с этим злом, а для расширения стратегического влияния отдельно взятых стран».

Как и обычно, говорилось о необходимости построения современного демократического правового государства с развитым гражданским обществом. Как и раньше, ничего не говорилось о том, как это может достигаться — при том, что сегодняшняя Россия весьма мало напоминает государство, исповедующее принципы верховенства права.

В журналистских кругах России бытует убеждение, что Путин действительно верит, что он должен предпринять усилия для модернизации общества и государства — однако методы подчас сильно отличаются от приемлемых в демократической стране. Среди других мнений — то, что на самом деле фигура президента является скорее заложником воли крупного бизнеса, сросшегося с государством, и его власть в субъектах федерации далеко не столь очевидна, как позиции губернаторов и магнатов. Вчерашнее выступление Путина в гораздо большей степени является декларацией о намерениях и попыткой убедить россиянина, что успешным может быть только сильное государство — каким его видят в Кремле, — чем программой действий. И все же — декларацией, заслуживающей внимания.

Виктор ЗАМЯТИН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ