Очевидно, что в процессе «заживления ран» после окончания выборов в США Демократическая партия уже сейчас должна думать о перспективе 2008 года. Прежде всего, результаты выборов выявили определенное количество серьезных проблем, которые демократы должны принять во внимание. Команде президента Джорджа Буша удалось сделать «прорыв» в электоральные бастионы противника, определив слабые или потенциально уязвимые стороны его политической кампании. По сравнению с 2000 годом республиканцы привлекли в свою пользу не только подавляющую часть голосов испаноязычных избирателей, но и заручились поддержкой женщин, католиков, евреев и городского населения.
После всестороннего анализа избирательных потерь должна начаться неизбежная переоценка приоритетов. Ситуация 2004 года несколько похожа на поражение республиканцев в 1976-м, когда президент Джеральд Форд только что потерял Белый дом, проиграв демократу Джимми Картеру. Тогда настроения поражения определенной части руководства партии достигли такой негативной амплитуды, что они уже готовы были подписать некролог для Республиканской партии, предлагая даже изменить ее название. Однако партия смогла извлечь из этой неудачи все возможные уроки, и в 1980 году Рональд Рейган начал новый период политического доминирования республиканцев.
Если же вернуться к более далекой истории, то можно вспомнить, что когда в 1960 году сенатор-демократ от штата Массачусетс Джон Кеннеди победил в борьбе за Белый дом, его республиканский противник Ричард Никсон вернулся домой в Калифорнию, перегруппировал свои силы и выиграл борьбу за президентство в 1968 году. Чтобы победить в 2008-м, Демократическая партия и ее будущее руководство уже сейчас должны формировать список вероятных кандидатов. Ведь, как учит американская история, часто шансы возвращения в Белый дом зависят от того, насколько харизматичной политической фигурой является тот или иной претендент на президентскую должность. Через определенное время после завершения выборов становится понятно, что если Джон Керри утратил позиции на Юге из-за своей неспособности сочетать свои ценности с требованиями избирателей, исповедующих культуру консервативных взглядов, то для жителей американской «глубинки» в полную силу сработала тенденция «антиэлитизма».
Безусловно, что и беднейшие слои населения США мало поверили в то, что их интересы будет бескомпромиссно и агрессивно защищать самый состоятельный человек в американском Сенате. Так случилось, что значительная часть электората, на которую традиционно опиралась Демократическая партия, отторгла Керри, персонифицировав его как инородный им тип человека — северо-восточного интеллектуала и аристократа, философию и взгляды которого она однозначно не воспринимает. Теперь поиск кандидата в президенты-2008, похоже, должен происходить в более приземленной политической плоскости, нечто наподобие «знаменосца» рабочего класса и выразителя надежд американской «глубинки». «Откалибровав» претендентов по подобным признакам, вряд ли можно даже искусственно подтянуть до желательной выигрышной политической кондиции сенатора Джона Эдвардса или сенатора Хиллари Клинтон.
Чтобы объяснить провал партии до сих пор популярного среди американского народа Билла Клинтона, стоит указать на то, что республиканским противникам Джона Керри таки удалось навязать избирателям образ чересчур нерешительного президента, который будет неспособен защитить свою страну. В сложившихся обстоятельствах, считают эксперты-демократы, выдвиженец партии не должен представлять только какой-то регион страны. Поэтому сейчас выдвижение Хиллари Клинтон нельзя причислить к разряду хороших идей. Кандидат в президенты должен быть с Юга или Среднего Запада. В значительной степени больше подходит на подобное президентское выдвижение сенатор из Северной Каролины Джон Эдвардс или сенатор из штата Индиана Эван Бейх.
Большинство американцев не проживают ни в Лос-Анджелесе, ни в Нью-Йорке, и они не принимают ценностей тех, кто живет в крупных мегаполисах. «Мы должны присутствовать в маленьких городах и сельских районах, — подчеркнул в одном из своих выступлений перед единомышленниками экс-президент Билл Клинтон. — Если мы не доносим туда свои взгляды, то не стоит жаловаться на то, что нас демонизируют и воспринимают там, как иностранцев». Между тем, кандидат, который будет способен преодолеть барьер культурной пропасти и недоразумений, сможет конкурировать по всему американскому политическому полю и имеет шанс завоевать сердца избирателей.
Понятно, что проигравших не любят. Но для Джона Керри важно не поддаваться импульсивным настроениям окружения и продолжать свою политическую деятельность на посту сенатора. Примеров успешных бывших кандидатов на президентство можно привести немало. Это и Джордж Макговерн, который в 1972-м выбыл из президентской гонки, но еще 8 лет оставался сенатором. А Уолтер Мондейл в 1984-м? Или Майкл Дукакис в 1988-м? Не говоря уже об Эле Горе, несправедливый проигрыш которого в 2000-м воспринимается и сейчас, через 4 года, как досадный нонсенс.
Собственно говоря, хотя Джон Керри стал наибольшим разочарованием демократов в 2004 году, он планирует играть в Демократической партии ведущую роль. По мнению экспертов, очевидно, он будет претендовать на то, чтобы возглавлять политический комитет и мозговой центр, которые определят будущего выдвиженца партии. Не исключено, что Керри также выдвинет свою кандидатуру на выборах 2008 года.
Новая тактика, которую будет проводить Демократическая партия, фактически исключит повторное выдвижение Джона Керри. В то же время у Хиллари Клинтон появляется довольно значительный шанс стать выдвиженкой демократов в 2008 году. Хотя у нее, как представительницы политических элит Новой Англии, нет основного качества, о котором уже говорилось выше, она будет чужой для большинства жителей «одноэтажной Америки», для которых образованность и аристократические манеры не основные качества, необходимые для завоевания их окончательной поддержки.
Однако до выдвижения кандидата на президентские выборы 2008 года остается еще очень много времени. Важно, чтобы работа демократов над своими «политическими ошибками» не превратилась в долговременные политические разборки. Недаром Джон Керри в последнем эмоциональном обращении к своим избирателям заявил: «Я делал все для того, чтобы объяснить свое видение и свои надежды для Америки. Не теряйте веру. День придет, когда ваша работа и ваши бюллетени изменят наше общество».