Либерал-демократы вместе с социалистами празднуют победу на парламентских выборах в Бельгии. Премьером должен остаться Ги Верхофстадт, пообещавший провести в стране экономические реформы.
В это воскресенье каждый бельгийский избиратель был обязан проголосовать: тех, кто этого не сделал, ждет штраф — таким силовым методом борются в демократической Бельгии за активность избирателей. Чтобы выполнить свой общественный долг и отдать голос за того или иного кандидата, некоторым бельгийцам пришлось ждать больше часа. Проблема возникла из-за того, что сорок процентов избирательных участков установили компьютеры для голосования, дававшие сбои в работе. В очереди пришлось стоять даже «сливкам» бельгийского общества — принцу Лорану и королеве Фабиоле, вдове короля Бодуэна I. К тому же голосование засвидетельствовало, что и в богатой Бельгии есть люди, которые понятия не имеют, как работать с компьютером, — в основном это были выходцы из стран третьего мира. Комичными выглядели усилия полиции отлавливать граждан, собиравшихся голосовать... в плавках и купальниках. Дело в том, что авиакомпания «Вирджин экспресс» пообещала привлекательный приз — билеты на самолет до Пальма-де-Майорка или Бордо тем, кто пришлет им первые полторы тысячи фотографий в полуобнаженном виде перед избирательными урнами. Таким образом, у полицейских была дополнительная работа — проверять подозрительных, на их взгляд, граждан на предмет того, не собираются ли они раздеваться во время голосования.
Так, либо в купальниках, либо в другой одежде бельгийцы избрали новый парламент. Борьба шла за 150 мест в Палате представителей и за 40 из 71 места в Сенате. Правящая до сих пор так называемая «радужная коалиция» должна несколько измениться — по предварительным данным, в ней останутся либерал-демократы и социалисты, а «зеленые» в коалицию не войдут. Премьерский портфель уже третье десятилетие подряд достается выходцу из фламандской зоны. Для Бельгии это важный аспект — ведь страну раздирают противоречия между Валлонией, разговаривающей по-французски, и Фландрией. В государстве не существует ни одной всебельгийской партии: все политические силы разделяются в основном на профламандские и проваллонские. 50-летний либерал-демократ Ги Верхофстадт, который остается на второй премьерский срок, уже запомнился Европе и миру, по крайней мере, некоторыми моментами. Так, он решительно выступал против американской политики в отношении войны в Ираке. Что касается внутренней политики, то именно во время премьерства Верхофстадта в Бельгии была легализирована эвтаназия, а гомосексуалистам было разрешено праздновать свадьбы.
Во время второго срока Верхофстадт пообещал модернизировать страну — речь идет в первую очередь об экономических реформах, благодаря которым в Бельгии могут уменьшиться налоги, сегодня — одни из самых высоких в Европе. Вместе с либерал-демократами, чьим представителем является бельгийский премьер, победу на выборах празднуют и социалисты. За них проголосовало значительно больше избирателей, чем это было несколько лет назад. На некоторых участках социалисты получили вдвое больше голосов по сравнению с прошлыми годами. Неожиданное поражение потерпели «зеленые». А настоящего прорыва на выборах добился ультраправый «Фламс блок», который использует риторику фламандского национализма и в последние годы становится в Бельгии все более популярным. Эта партия критикует политику Европейского Союза, выступает против иммигрантов, пропагандирует исламофобию. Ее успех, наряду с недавними перипетиями президентских выборов во Франции, парламентских в Нидерландах и более ранним опытом Австрии и Дании, должен заставить задуматься о тенденциях, господствующих в западноевропейских обществах.