Президентская избирательная гонка в Соединенных Штатах подходит к концу. Публичные выступления кандидатов от двух ведущих партий Соединенных Штатов дают возможность провести анализ общих политических позиций как республиканцев, так и демократов. Хотя, разумеется, публичная поддержка и объявление кандидатами определенных политических позиций не обязательно будет гарантировать соблюдение обнародованных взглядов в будущем.
Чрезвычайно важное значение на нынешних выборах имеют внешнеполитические вопросы, прежде всего, терроризм и проблема Ирака. Итак, каковы взгляды республиканцев и демократов на главного врага США ХХІ века — терроризм? В этом вопросе партия Джорджа Буша считает наиболее целесообразным продолжение политики преследования боевиков «Аль- Каиды» за рубежом и выдачу террористов всеми странами мира. Акцент делается на проведении политики недопущения распространения оружия массового поражения (ОМП) и соблюдении стратегии распространения свободы в мире на примере Ирака и Афганистана, поскольку свободные нации будут отвергать террор. Демократы, в свою очередь, убеждены, что борьба с международным терроризмом с помощью создания и управления системой альянсов, при доминирующей роли США как мирового лидера, является лучшим способом защиты американцев от терроризма. В своих выступлениях Керри постоянно подчеркивает необходимость уделить большее внимание консультациям с ООН и ее структурным подразделением — Советом Безопасности. В политике борьбы с терроризмом демократы переносят акценты с Ирака на Афганистан и персонально на Осаму бен Ладена. По их мнению, ключевым моментом для разрешения проблемы является лишение террористов возможности скрываться и набирать рекрутов.
В наиболее остром в настоящее время для США вопросе — проблеме Ирака, взгляды обеих партий также существенно расходятся. Для республиканцев Ирак остается центральной страной в процессе борьбы с мировым терроризмом. Путь к стабилизации в стране заключается в следующем: реконструкция, усиление международного альянса миротворцев, тренировка иракских сил безопасности до 200 тысяч к концу 2005 года и свободные выборы. В общем администрацией Буша планируется выделить 7 миллиардов долларов на Ирак в течение последующих месяцев. Взгляд демократов на Ирак имеет свою специфику. По их мнению, ключевыми шагами для налаживания ситуации в этой ближневосточной стране являются проведение саммита со всеми союзниками по проблеме Ирака, лучшая тренировка иракских сил самообороны, широкое привлечение международной коалиции с помощью ООН и более эффективная работа по подготовке выборов, которые пока что запланированы на январь 2005 года. Для стабилизации ситуации предлагается закрытие границ страны и увеличение численности войск США в ней. В случае стабилизации ситуации — возможно начало уменьшения контингента через шесть месяцев после выборов. Главный момент изменения ситуации в Ираке — убеждение арабских и вообще мусульманских лидеров в том, что у США отсутствуют собственные прагматичные расчеты на Ирак в долгосрочной перспективе.
Центральным стержнем современной жизни в США после 11 сентября 2001 года остается вопрос национальной безопасности. Поэтому особое внимание к нему со стороны ведущих политических сил вполне понятно. Общая линия поведения действующего президента и его партии — укрепление внутренней безопасности путем борьбы с терроризмом в других странах (Ирак, Афганистан и тому подобное). Важными шагами представляются реформирование разведки и усиление ее контртеррористической составляющей. В случае переизбрания Буша вероятно произойдет проведение через Конгресс продления действия «Патриотического акта». В дебатах Буш также отмечал планы утилизации некоторых ядерных объектов на территории бывшего СССР в течение 13 лет. В намерения президента США входят также создание и запуск системы противоракетной обороны (НПРО), проведение реформы вооруженных сил, укомплектование их на добровольном наборе и отказ от массовой армии.
Какую же альтернативу предлагают демократы? По их убеждению, оптимальным является укрепление национальной безопасности путем усиления вооруженных сил, разведки, более четкого и экономного использования финансов, меры по созданию альянсов с другими странами, поворот лицом к исламскому миру и изоляция радикальных мусульман. Важным представляется увеличение количества представителей различных служб безопасности и особая защита химических и ядерных объектов на территории США. Особым вопросом для Керри является разрешение проблемы утилизации ядерных объектов на территории бывшего СССР в течение четырех лет и увеличение финансирования этой программы. В ключе защиты национальной безопасности демократы предлагают расширение сети по нераспространению ядерного оружия и увеличение вооруженных сил США на 40 тысяч человек через введение в действие двух новых дивизий — боевой и вспомогательной.
В вопросах экономического характера и Буш, и Керри пытаются максимально четко очертить свои политические позиции, что проявилось и во время теледебатов. Действующий президент выступает за увеличение занятости и уменьшение налогов для всех категорий населения. Среди его экономических инициатив есть совершенствование политики кредитования на детские нужды, следование политике фискальной справедливости и создание льготного налогового режима для малого и среднего бизнеса. В свою очередь Керри в вопросах экономики выступает за сбалансирование бюджета, более четкую фискальную ответственность, сокращение внешнего долга вдвое. По его мнению, для стимулирования экономики в стране оптимально вкладывание инвестиций в рабочие места в самих Штатах и в инновационную сферу. Важным шагом демократов в указанной проблеме является увеличение налогов на компании, которые переносят рабочие места за пределы США, и на тех граждан, кто зарабатывает более 200 тысяч долларов в год. Борьба с бегством капиталов, расширение кредитования образования, поднятие минимальной зарплаты с 5,15 до 7 долларов в час также входят в ряд предвыборных обещаний Керри, но осуществит ли он их в случае победы?
Несмотря на разногласия в политических позициях обоих кандидатов и их партий, похоже, что американский избиратель для себя выбор уже сделал. По последним опросам, граждане США преимущественно убеждены, что победу в гонке все-таки получит Буш. Такие настроения могут стать последней каплей в пользу Буша, поскольку они создают известный эффект солидарности избирателей с победителем. Несмотря на то, что отрыв Буша от Керри, по последним исследованиям общественного мнения, составляет только 4%, на 20% больше американцев уверены, что именно действующий президент повторно выиграет выборы. Учитывая такие настроения, часть сторонников Керри может в день выборов отдать свои голоса Бушу. Этой частью может стать треть сторонников Керри, которые придерживаются мнения, что он проиграет выборы. У Буша, в свою очередь, часть «ненадежного» электората, которая не верит в победу своего избранника, составляет только одну восемнадцатую от общего количества сторонников. Играет на руку действующему президенту и чрезвычайно высокая активность избирателей в этой гонке, которая заставит даже заядлых пессимистов прийти и проголосовать.
Американские выборы этого года, кстати как и украинские, для рядовых граждан, политических партий и их выдвиженцев являются сплошным марафоном на истощение, от которого уже устали все участники. В то же время, в спортивном стиле каждая сторона президентской гонки пытается сделать рывок перед финишем, который принесет ей победу. В этот рывок вкладываются все усилия и ресурсы, а значит ставки на победителей существенно растут.