Лондонская конференция по ситуации в Ливии закончилась очередным ультиматумом лидеру Джамахирии полковнику Муаммару Каддафи. Участники этого форума, на котором собрались представители сорока государств, единогласно приняли решение, что авиаудары по силам ливийского режима продолжатся до тех пор, пока Муаммар Каддафи не выполнит всех требований резолюции ООН по прекращению актов насилия в отношении гражданских лиц и не выведет войска из занятых им городов. Но, похоже, участники антикаддафовской коалиции готовы идти дальше — начать вооружать ливийский повстанцев. Президент США Барак Обама заявил, что Вашингтон не исключает возможности поставок оружия повстанцам, сражающимся против ливийского лидера Муаммара Каддафи. При этом американский лидер подчеркнул, что режим Каддафи значительно ослаблен и ему скоро придет конец. «Как мы видим, окружение Каддафи понимает, что петля затягивается, что его дни, вероятно, сочтены и что им придется подумать о своем будущем».
Тем временем участвующая в конференции госсекретарь США Хиллари Клинтон выразила уверенность в том, что резолюции ООН разрешают «законную передачу оружия» мятежникам, если какая-либо страна захочет это сделать. Она добавила, что «на данный момент» никакого решения по поводу того, будут ли США вооружать мятежников, не принято.
Похожего мнения придерживается министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг. Он заявил, что хотя Ливия находится под действием введенного ООН эмбарго на поставки оружия, это не означает, что невозможно вооружать мятежников. Франция заявила, что тоже рассмотрит вопрос о поставках вооружений. «Я напоминаю вам, что это не является частью резолюции ООН... но мы готовы обсуждать это с нашими партнерами», — заявил министр иностранных дел Франции Ален Жюппе.
Разумеется, что подобный шаг международного сообщества удовлетворит лидеров ливийской оппозиции, которые тоже были накануне в Лондоне, пытаясь надавить на западные правительства с тем, чтобы те обеспечили им оружие. Более того, это отражает опасения среди партнеров по коалиции, что если оппозиционерам не поставить оружие извне, они не смогут свергнуть режим Каддафи, который по-прежнему имеет сильную поддержку в столице Триполи.
Не исключено, что патовая ситуация в противостоянии между повстанцами и силами, верными Каддафи, может привести к разделению Ливии. Как сообщила служба Би-Би-Си со ссылкой на близкого к Каддафи высокопоставленного чиновника, ливийское правительство может согласиться с разделением страны и соответствующим разделом ее нефтяных ресурсов.
За событиями в Ливии внимательно наблюдают в Украине. Вчера Президент Украины Виктор Янукович выразил надежду, что территория Ливии не будет оккупирована иностранными войсками. «Для нашего государства первоочередной является защита украинских граждан. И, руководствуясь этой целью, Украина принимает все необходимые меры», — заявил он, читая лекцию в Брунейском университете. Кроме того, Янукович отметил, что Украина как ответственный член ООН будет выполнять все резолюции Совета Безопасности ООН в отношении Ливии. «Украина решительно поддерживает требования международного содружества о немедленном прекращении огня и призывает стороны конфликта к диалогу», — заявил Янукович.
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Игорь СЕМИВОЛОС, исполнительный директор Центра ближневосточных исследований, Киев:
— Запад реализовал резолюцию СБ ООН 1973 — обеспечил зону свободную от полетов. В этом плане все максимально выполнено. Но что касается отстранения Каддафи от власти, то такой резолюции и цели Совет Безопасности не имел, но имел в виду, что изменения произойдут, закончится гражданская война и Каддафи должен быть отстранен от власти. Здесь ситуация довольно контроверсийная, и сейчас нельзя сказать, что приложенные коалицией усилия достаточны для реализации этих целей.
Что касается отстранения Каддафи от власти, то такую цель нужно выработать либо путем широкого консенсуса, либо она вообще не будет выработана. С другой стороны, постановка такой цели будет означать превышение полномочий, предоставленных резолюцией, и, соответственно, будет рассматриваться как вмешательство во внутренние дела. И так со стороны России звучат такие обвинения. Но, скорее всего, такое решение в том или ином формате будет принято. Ведь другого варианта просто нет. Слишком все зашло далеко. Этот узел ливийских проблем как-то нужно развязать. Но лучше его разрубить, потому что развязать будет действительно сложно. Для этого нужен широкий консенсус. Я думаю, что это одна из ключевых задач.
Другая ключевая проблема, которая сейчас не пребывает в центре внимания, — это качество ливийской оппозиции. Не совсем понятно, из каких подразделений состоит повстанческое движение, какую идеологию исповедуют повстанцы. Это повстанческое движение очень разношерстное. Пока не станет четко понятно, кто это, с кем работать и на кого опираться, то колебание со стороны Запада будет естественным. Но время идет, и решение нужно принимать быстро.
По поводу заявлений Обамы о том, что Вашингтон не исключает поставок вооружений повстанцам. На мой взгляд, это часть согласований внутри антикаддафивской коалиции. Эти заявления еще не означают, что оружие будет поставляться. Внутри коалиции должен быть четкий консенсус о том, что мы делаем дальше. Поскольку консенсуса нет, то одна или другая страна пытается такими заявлениями прощупать почву и посмотреть, как на это реагируют не только в окружении, но и в арабском мире и насколько такие заявления будут отвечать идеологии этой миссии. Считаю, пока рано говорить о поставках оружия. Вполне возможно, что такие решения не заставят себя ждать в связи с тем, что их нужно принимать быстро.
Что сейчас беспокоит коалицию, так это возникновение разногласий внутри самой коалиции. Конференция была проведена для того, чтобы избежать расхождений внутри коалиции. Все стороны сделали определенные заявления, и теперь есть время, чтобы все это переосмыслить и понять, что делать дальше.
По поводу роли Украины. Киев поддержал резолюцию СБ ООН и отправил военный корабль для эвакуации украинцев. На мой взгляд, ключевая задача сейчас состоит в том, чтобы эвакуировать своих граждан. И, конечно, помогать, если на это есть полномочия и возможности оказывать гуманитарную помощь гражданам Ливии, в том числе украинцам, пребывающим в этом регионе. Это не помешает нам в будущем в случае успешного завершения этой операции заявить о том, что мы были вместе с ливийским народом.
Не думаю, что Украине сейчас нужно устанавливать контакты с Национальным переходным советом. Достаточно того, что мы оказываем гуманитарную помощь.
Что касается прогнозов отстранения Каддафи от власти, то это продлится некоторое время. Не недели, как заявил в одном из интервью шеф французской дипломатии Ален Жюре, а скорее месяцы. Пока что ситуация не выглядит близкой к завершению. Судя по тому, что повстанцы совсем не похожи на дисциплинированную и готовую к боям современную регулярную армию, ситуация не может разрешиться быстро. Тем не менее, финал заранее известен: Каддафи должен уйти от власти. И вопрос состоит в том, как достичь этого финала.
Юдит РОНИН, профессор центра Даяна при Тель-Авивском университете:
— Силы Запада, в частности США, Франция и Великая Британия очутились в очень непростой, некомфортной ситуации. Они уже нанесли удар по каддафовским силам и считали, что это будет легкая цель. Но Каддафи удивил их. Поэтому западным силам не удалось быстро достичь необходимого результата. И гражданская война между оппозицией и режимом продолжается. Они теперь решили, что задействованы ими силы являются недостаточными. Очевидно, в настоящее время силы коалиции готовят путь для поставок оружия оппозиции. Теоретически, когда мы говорим о снабжении оружия тем или другим силам, обычно этот месcедж также означает отправку военных советников, которые могут руководить повстанцами и учить их тому, как пользоваться этим оружием. Другими словами, это означает прямое военное вмешательство во внутренний конфликт.
Реальная проблема заключается в том, что никто не знает точно, кто является оппозицией и кто ее реальный лидер. И если такой лидер есть, то возникает вопрос: воспринимается ли он таковым ливийским обществом? Непонятно, какова цель оппозиции. Есть ли среди сил, которые составляют ливийскую оппозицию, исламисты? Чего в действительности они хотят, и что они могут сделать?
Никто не знает, как будет дальше развиваться ситуация в Ливии. И это главный вопрос. Никто не может дать на него ответ. Все зависит, прежде всего, от того, в какой степени и насколько долго Запад готов участвовать в этих событиях. Это главный вопрос в этой политической ситуации.
В настоящий момент мы не можем говорить о будущем. Мы говорим об этой неделе. А ситуация все время изменяется. Я не вижу возможности, чтобы какой-либо сосед мог серьезно вмешаться во внутренние дела Ливии.
Я не думаю, что Ливия может поделиться на три части. Но если допустить, что такое может случиться, то страна разделится на две части — Восток и Запад. Юг страны малозаселенный. А главное, запасы нефти, нефтяные терминалы и нефтеперерабатывающие заводы находятся на побережье Средиземного моря. Почти 90% населения Ливии живет на севере на узкой полосе средиземноморского побережья. В настоящий момент очень сложно делать прогноз относительно событий в Ливии. В данный момент мы имеем дело со многими неизвестными составляющими. Информация о том, что происходит в этой стране, неточная и недостаточная.