По мнению многих экспертов, недавнее решение турецкого парламента разрешить турецким войскам, количество которых у границы Турции с Ираком достигло 100— 150 тыс. человек, проводить военные операции против курдских террористов на севере Ирака может ускорить создание Курдистана. Действительно ли есть основания для таких выводов и чем было вызвано именно такое решение парламента Турции? Каких конкретных результатов ожидает Анкара от Багдада в борьбе с курдскими террористами и, в частности, с Рабочей партией Курдистана (RKK)? Какие надежды возлагает Турция на сотрудничество с США в разрешении этой проблемы? Существуют ли основания для возникновения Курдистана в будущем? Об этом — «Дню» в эксклюзивном интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Турецкой Республики в Украине Эрдогана ИШДЖАНА.
— Турецкий парламент уполномочил правительство провести операцию вторжения в северную часть Ирака против террористической организации (RKK). Правительство может использовать эти полномочия в течение года или вообще не воспользоваться ими в случае, если правительство Ирака будет сотрудничать и предоставит нам конкретные результаты. То, что RKK является террористической организацией, признали США и Евросоюз, а также некоторые другие страны мира. Эта террористическая организация во время кризиса власти на севере Ирака, начиная с 90-х годов, разместила свои лагеря в горном регионе. Сегодня технический прогресс позволяет нам быстро узнавать о фактах. Мы располагаем всеми данными разведки и информацией о том, что они там находятся. Сделанные из космоса фотографии показывают их местонахождение. Хочу напомнить, что администрация Соединенных Штатов также утверждала о наличии таких же разведывательных данных. Следовательно, неоспоримым фактом является то, что террористическая организация RKK расположена на севере Ирака. Другим фактом является проведение этой организацией нападений с севера Ирака на Турцию. И очевидным является то, что террористы увеличили число своих нападений на Турцию, в результате которых гибнут люди. В течение последнего месяца 40 турецких граждан погибло вследствие их террористических актов. Ни одно правительство мира не могло бы далее терпеть или оставаться равнодушным к такому развитию событий. Фактически, правительство Турции действовало с чрезвычайным терпением и давало возможность мирно решить эту проблему при помощи дипломатии. Мы контактировали с правительством Ирака и силами коалиции, возглавляемой США. Мы предоставляли возможность иракской власти прекратить террористические действия в Турции, которыми руководят с севера Ирака. Премьер-министр Ирака был с визитом в Турции в сентябре и подписал с нашим правительством соглашение о мерах по устранению угрозы терроризма. Но, к сожалению, региональная администрация на севере Ирака не желала выполнять условия этого соглашения. Следовательно, сентябрьское двустороннее соглашение оказалось неубедительным. В течение недавнего визита министра иностранных дел Турции Бабакана в Багдад, иракская сторона предложила отправить в Турцию делегацию высшего уровня с конкретными предложениями. В конце октября делегация из Ирака во главе с министром обороны Ирака приехала в Турцию с определенными предложениями. Но мы поняли, что эти меры имели второстепенный смысл и результатов пришлось бы очень долго ждать. С другой стороны, вполне очевидным является то, что в данном контексте время имеет решающее значение. Нам нужны конкретные меры и ощутимые результаты.
— Какие ощутимые результаты вы имеете в виду?
— Террористические нападения до сих пор продолжаются. Террористы приходят, наносят удары и уходят. Терроризм — это международная проблема. Ни одна страна не является застрахованной от угрозы терроризма. И ни одна страна не может искоренить проблему терроризма собственными силами, без эффективного международного сотрудничества и солидарности, будь-то США или европейские страны. Следовательно, международное сотрудничество должно стать более эффективным, чтобы решить эту растущую проблему, которая стоит перед международной общественностью. Турция хочет, чтобы лидеров террористов схватили, судили или выдали Турции, потому что они совершили преступления терроризма на турецкой территории. Следовательно, их должны судить независимым судом согласно законам Турции. Это первый ощутимый результат, которого мы бы хотели достичь. Вторым ощутимым результатом должно стать закрытие этих лагерей, расположение которых не является большой тайной. Это был бы другой конкретный результат эффективного сотрудничества против терроризма. Несмотря на наше терпение и настойчивые усилия в наших двусторонних отношениях с правительством Ирака до сих пор нас разочаровывал результат сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом. Поэтому турецкому правительству не осталось ничего иного, как провести собственную операцию вторжения, чтобы провести чистку на севере Ирака и закрыть лагеря террористов, чтобы никакими нападениями не управляли из них. Турецкое правительство имеет намерение действовать в пределах, определенных международным правом. Это легитимное право каждого правительства — защищать собственные границы, территориальное единство и жизнь граждан. Мы будем использовать дипломатию до последнего момента. Несмотря на это, я хочу повторить, как только закончится дипломатия, Турция применит все необходимые меры для того, чтобы воспользоваться своим правом согласно международным законам защищать собственные границы, жизнь граждан и сделать этот регион безопасным. Мы не станем колебаться.
— Кое-кто говорит, что это решение турецкого парламента преследовало цель оказания давления на Вашингтон, чтобы США использовали свое влияние на правительство Ирака, чтобы предотвратить нападения с севера Ирака на территорию Турции. Ваша страна довольна ли ролью США в разрешении этой проблемы, особенно, если принять во внимание недавнюю встречу премьер-министра Эрдогана и президента Буша?
— Мы имели встречи с представителями США еще до того, как Эрдоган встретился с Бушем 5 ноября. Госсекретарь США Кондолизза Райс была с визитом в Анкаре и встречалась с должностными лицами. Она также в Стамбуле 3 ноября принимала участие в расширенной встрече стран-соседей Ирака. Позвольте напомнить, что этот процесс, инициируемый Турцией, растет и становится все более эффективным. Почему Турция его инициировала? Турция всегда придает большое значение территориальной целостности и национальному единству Ирака, так же как и его процветанию. Мы заинтересованы в том, чтобы Ирак стабилизировал свое национальное единство и расцвет. Вот почему мы начали этот процесс. В Стамбуле 3 ноября все иностранные министры, которые принимали участие в этой встрече, приняли окончательное коммюнике в сильной форме. После встречи премьер-министр Эрдоган, в сопровождении делегации высокого уровня, приехал с визитом в США и встретился с президентом Бушем. На встрече было решено развивать ориентированное на результат сотрудничество между компетентными органами власти с вооруженными силами включительно. Два заместителя начальников генерального штаба от Турции и США будут постоянно поддерживать контакт, обмениваться информацией с целью ликвидации терроризма. Другим важным результатом визита премьер-министра Турции в Вашингтон является то, что Буш описал RKK не только как террористическую организацию, но и как врага Турции, Ирака и США. Таким образом, он опять выразил свою преданность делу борьбы против этой террористической организации в сотрудничестве с Турцией. Результаты этой встречи отвечают нашим ожиданием. Теперь мы увидим, будут ли достигнуты ощутимые результаты. Но если в пределах рациональных временных рамок не будет достигнуто ни одного ощутимого результата, Турция таки вынуждена будет провести операцию вторжения. Возможная военная операция на севере не будет вторжением. Она будет проведена согласно международному праву, особенно в соответствии с 1373-й и 1566-й резолюциями Совета ООН, а также другими инструментами международного права, которые касаются дела. Турция будет действовать в пределах международного права. Я повторяю, это будет не вторжение. Ни один дюйм территории Ирака не подвергнется вторжению. Это будет нападение, чистка по отношению к террористам и возвращение на турецкую территорию. Мишенью будут только террористы. Ни один гражданский не пострадает. Это долг и ответственность каждой страны международного сообщества уважать легитимное право Турции бороться против терроризма и быть солидарными в борьбе против терроризма.
— Одно российское информационное агентство процитировало одного из лидеров курдов, который предложил пригласить Россию для урегулирования конфликта на границе между Ираком и Турцией. Об этом, в частности, заявил представитель иракского Курдистана в странах СНГ Бабакр Хошави. Нужен ли вашей стране посредник для разрешения данной проблемы?
— Во-первых, мы не доверяем заявлениям или предложениям террористов или кого-либо, кто как-то связан с террористическими организациями. Что касается содержания этого предложения, мы не нуждаемся в каких-либо посредниках, чтобы общаться с правительством Ирака. Как я уже говорил вам ранее, мы поддерживаем постоянную связь с иракцами. Я уверен, Россия поймет позицию Турции.
— Господин посол, возможно, проблема курдов имеет более глубокие корни? Я видел фотографии сделанные агентством Reuters, которые свидетельствуют о недовольстве курдов, которые проживают на территории Турции вблизи границы с Ираком, тем, что местных жителей забирают на службу в турецкую армию.
— Нет, таких корней нет. Но позвольте мне рассказать для ваших читателей о том, что произошло в Турции с начала 2001 года. Также позвольте мне объяснить ситуацию, которая сложилась перед 2000 годом. Турция всегда стремилась интегрироваться в западные структуры и отвечать всем европейским и международным стандартам в отношении демократии, прав человека. Но в 80 х и90-х годах правительства Турции вынуждены были разрывать гибельный круг борьбы против терроризма, что не позволило им выделять время и ресурсы для более эффективной реализации реформ. Что произошло в конце 90-х годов? Турецкое правительство добилось успехов в борьбе против терроризма. Отношения с Европой улучшились и Европейский Союз предоставил Турции статус страны-кандидата. Это было основным стимулом — успех в борьбе против терроризма в сочетании со статусом страны- кандидата. В течение выборов в парламент в 2002 году Партия справедливости и развития получила большинство и сформировала правительство единой партии. Начиная с 2002 года в Турции были проведены большие реформы. Стандарты демократии и прав человека поразительно выросли. Вот почему в 2004 году Европейская комиссия сделала вывод, что Турция удовлетворяет политическим критериям и рекомендовала начинать с Турцией переговоры о присоединении. Совет ЕС согласился с этим выводом и в 2005 году Турция начала переговоры о присоединении. Мы привели наше законодательство в соответствие с международными инструментами и стандартами, которые были установлены именно постановлениями Европейского Суда по правам человека. Кроме адаптирования законодательства в результате эффективных и понятных тренинговых программ, мы также значительно продвинулись в конституционном и законодательном совершенствовании Турции. Я не говорю, что мы достигли совершенства. Турция, как и другие страны, имеет много недостатков. Но важно сохранять желание продолжать проводить реформы и улучшать ситуацию. Сейчас Турция 2001 года и 2007 года очень отличается в отношении стандартов демократии. Что касается соответствия современной демократии и норм прав человека, сейчас ситуация в Турции намного лучше. Учитывая такой аргумент, можно надеяться, что терроризма также станет меньше и он исчезнет. Очевидно, террористы не заинтересованы в укреплении демократии или прав человека. В европейских странах очевидной является волна терроризма, несмотря на то, что там существуют высокие стандарты демократии и прав человека. Терроризм не помешает Турции продолжать проводить реформы. Мы будем продолжать проводить реформы не только для гармонизации с Европейским Союзом или выполнения других обязанностей, но и для того, чтобы обеспечить нашим гражданам лучшие стандарты жизни. В Турции нет ни одного региона или провинции, где проживают представители только одной этнической группы. Среди них курды являются самой большой этнической группой. Но это не единственная группа. Граждане Турции курдского происхождения проживают на всей территории нашей страны. Большинство населения юго-восточной части Турции составляют курды. Но мы не должны забывать, что количество турецких граждан курдского происхождения, которые проживают в западных регионах, является большим, чем количество таких граждан в юго-восточной части Турции. Они проживают на всей территории Турции. Они никогда не проживали отдельно. Премьер- министр Эрдоган сказал в Клубе национальной прессы в Вашингтоне, что из 340 депутатов от его партии в парламенте, 75 являются курдами. Наши граждане курдского происхождения всегда занимали важные должности или в политике, экономике, или в культуре. Ни одна этническая группа в Турции не является дискриминированной. Экономические проблемы, которые существуют в юго-восточной части Турции затрагивают не только курдов. Международные организации, среди которых есть Европейский Союз, Совет Европы и Европейский Суд по правам человека, подтверждают, что Турция сделала огромный шаг в обеспечении правами всех граждан различного этнического происхождения.
— Но все-таки в средствах массовой информации утверждается, что почти 90% курдов хотели бы создать собственное государство Курдистан. Возможно ли появление такой страны в будущем?
— Это абсолютно неверная подача информации. Это неверно. Во-первых, в Турции проживает 70 млн. людей. Мы можем приблизительно подсчитать, что 15—20 млн. турецких граждан имеют курдское происхождение. Кое-кто может назвать другие цифры. Давайте взглянем на результаты последних выборов в парламент, которые состоялись в июле в этом году. Партия правительства опять получила большинство в 47% голосов. Социал- демократическая республиканская народная партия получила около 20%. Партия национального движения получила 15%. Это ясно свидетельствует о том, что подавляющее большинство населения проголосовало за те партии, которые выступают за единство Турции и против любых идей разделения или отделения. Как я уже отмечал ранее, большинство населения юго-восточной части Турции имеет курдское происхождение. Партия правительства, к которой принадлежит премьер-министр Эрдоган, получила около 50—60% в в этом регионе. Учитывая эти факты, делать подобные выводы было бы неправильно.