В Киеве на уровне заместителей внешнеполитических ведомств, при не слишком высокой публичной открытости происходят сразу два события, которые между тем будут определять положение государства в ближайшем будущем. Вчера на уровне заместителей руководителей внешнеполитических ведомств допоздна продолжались трехсторонние украинско-американско-польские консультации. Сегодня — заседание украинско- американского комитета по внешней политике, одного из наследников когда-то известной комиссии «Кучма-Гор» (украинскую делегацию возглавляет госсекретарь МИД Владимир Ельченко, американскую — помощник заместителя госсекретаря Стивен Пайфер). На повестке дня — темы, актуальность которых не вызывает сомнений для всех трех сторон. Энергетика, с учетом иракского потенциала (разведанные месторождения нефти в стране уступают только саудовским). Послевоенный порядок в Ираке и связанные с этим дальнейшие перспективы. Ситуация, связанная с расширением НАТО и Европейского Союза, особенно в условиях первых за много лет серьезных разногласий в обеих структурах. Украинско-американские отношения «посткольчужного» этапа. Все эти вопросы весьма сильно связаны между собой — и в то же время, они ставят на первый план проблему политической воли и последовательности украинской власти.
Неформальные консультации по линии Украина — НАТО, прошедшие на прошлой неделе в Вашингтоне, только подтвердили старую аксиому: любое серьезное продвижение евроатлантическим курсом зависит от позиции Соединенных Штатов. Сегодня речь идет о заинтересованности Вашингтона в том, чтобы Украина придерживалась взятых на себя на этом пути обязательств (прежде всего, выполнение Плана действий и целевого Плана на 2003 год) — но не только. Шанс для Украины — в ее возможном участии в стабилизационных силах в Ираке. Формат этого участия, возможные «бонусы», дальнейшие перспективы — все это является предметом начинающихся сейчас переговоров. Насколько стало известно «Дню», Соединенные Штаты уже направили Киеву письмо с предварительными предложениями по поводу того, каких шагов ждут в этом направлении от Украины. Процедура принятия решения требует принятия соответствующего закона Верховной Радой. Впрочем, среди украинских парламентариев господствует мнение, что при голосовании решение может набрать необходимое большинство голосов. Во всяком случае, говорили «Дню» в высших эшелонах украинской власти, времени на принятие решения немного. От силы — месяц-два. За это время должно быть выяснено, что именно может себе позволить Украина, как именно будет выглядеть миссия, в которой она будет или не будет принимать участие, каким образом будет происходить финансирование, по крайней мере, участия украинского контингента в стабилизационных мероприятиях. Известно, что речь идет о приглашении Украины участвовать в, условно говоря, польской зоне ответственности (ее четкое определение пока что продолжается).
«Потепление» в украинско- американских контактах, уже замеченное прессой, — само по себе явление очевидное, но неоднозначное. Признаками этого потепления были и сама вашингтонская конференция, и участие в ней министра обороны США Дональда Рамсфельда, и встреча главы украинской делегации Евгения Марчука с советником президента США по национальной безопасности Кондолиззой Райс. О встрече между президентами пока что, отмечают американские дипломаты, речь не идет. О «Кольчугах», напоминают они, в Вашингтоне вовсе не забыли и понимают, что, во-первых, по этой проблеме взгляды Киева и Вашингтона вряд ли совпадут, а во- вторых, сегодня более актуальны другие вопросы. Кстати, проблема экспортного контроля — среди обсуждаемых в Киеве на трехсторонних и украинско-американских консультациях. Украина сегодня, как свидетельствуют представители и Киева, и Вашингтона, получает шанс вернуться к статусу субъекта международной политики при непосредственной поддержке Вашингтона. Этот шанс, в свою очередь, связан с тем, как поведет себя Киев в дальнейших околоиракских событиях — об этом говорят уже практически открытым текстом. О шансе стать разменной монетой в российской игре говорится меньше — это не означает, что такой возможности не существует и что давление на Украину со стороны Москвы, направленное именно на такой результат, не оказывается. Напротив, оказывается. Косвенными примерами могут быть поведение Москвы в вопросе «Единого экономического пространства», попытка России получить конфиденциальную информацию о ходе переговоров между Украиной и ВТО, наконец, само предложение Украине «порулить» в СНГ. Договоренности между президентами Путиным и Кучмой, достигнутые две недели назад в Ялте, остались полностью неизвестными широкой публике — можно лишь догадываться, что не просто так. Практика уже подтвердила, что возможность улучшения украинско-американских отношений, в чем сегодня заинтересованы обе стороны, в большой степени зависит от «реальной политики» — чем, кстати, воспользовалась Польша, поспешившая зарекомендовать себя как проводника «новой Европы», полностью поддержав американские правила игры.
«Реальная политика» означает, что Украина может получить, при определенном вкладе и готовности к определенным рискам, например, полную поддержку со стороны Вашингтона в вопросе проекта «Одесса — Броды», доступ к проектам восстановления Ирака и иракской нефти в качестве немедленных призов. Что касается стратегических вопросов — в частности, движения в НАТО и ЕС — сегодня можно говорить о возможности создания предпосылок для дальнейшего предметного разговора. Путь «в Европу через Америку» потребует как подлинного соблюдения общедемократических норм, так и тонкой дипломатической игры на многих направлениях — но, по крайней мере, Киеву посылаются четкие сигналы о возможности первых шагов.
КСТАТИ
Совет национальной безопасности и обороны Украины планирует рассмотреть вопрос о направлении украинского батальона для участия в стабилизационных силах в Ираке. Об этом агентству Интерфакс-Украина сообщил информированный высокопоставленный источник. Вместе с тем, собеседник агентства затруднился назвать конкретное время проведения такого заседания, отметив, что оно состоится в ближайшее время.