Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Рецепт преодоления разногласий органов власти

от замминистра иностранных дел Украины Константина ЕЛИСЕЕВА
19 марта, 1996 - 19:47

Сегодня МИД Украины организовывает проведение совещания- семинара на тему координации действий органов исполнительной власти нашего государства в сфере внешних отношений. В мероприятии планируют принять участие более 250 представителей властных органов, начиная с наивысшего уровня исполнительной власти до районной госадминистрации. Известно, что основной темой совещания в этом году будет анализ современного состояния исполнения органами государственной власти действующего законодательства по вопросам координации внешних отношений, а также возможные пути совершенствования такой координации. Приносят ли подобные мероприятия пользу или проводятся ради очередной галочки? Каковы наиболее серьезные и распространенные примеры нарушений органами исполнительной власти требований действующего законодательства в сфере координации внешних отношений? Нужны ли какие-либо мероприятия для усовершенствования системы координации? Об этом «Дню» — в эксклюзивном интервью заместителя министра иностранных дел по вопросам координации внешних отношений Константина ЕЛИСЕЕВА.

— Я считаю, что подобные мероприятия будут иметь двойную пользу. Во-первых, они будут помогать властным структурам усилить взаимодействие и обеспечить единство и скоординированность политики Украины в контактах с иностранными партнерами. Во-вторых, позволят приблизить нашу внешнюю политику к неотложным потребностям внутригосударственного развития, прежде всего ее экономической составляющей.

— Константин Петрович, какой законодательной базой регулируется координация действий в сфере внешних отношений и как она действует?

— Основы координирующей роли МИД Украины в реализации государственной политики в сфере внешних отношений были заложены в 1996 году Указом Президента № 841 и в 2002 году Указом Президента № 217, а объем полномочий МИД в этой сфере дополнен еще одним Указом от 22 августа 2005 года. Хотел бы кратко остановиться на содержании этих указов.

Во-первых. МИД Украины — это центр координации мероприятий органов исполнительной власти в сфере внешних отношений. Обязательного согласования с МИД требуют, помимо прочего, визиты руководителей органов исполнительной власти Украины или приглашения иностранных официальных делегаций; проведение международных консультаций и переговоров, связанных с реализацией государственной политики Украины в сфере внешних отношений.

Во-вторых. Исключительно Президент Украины, премьер-министр Украины и министр иностранных дел Украины могут выступать с заявлениями и комментариями по вопросам внешней политики. Другие руководители и высокие должностные лица органов исполнительной власти могут выступать с такими заявлениями, комментариями и инициативами исключительно по соответствующим поручениям Президента Украины, премьер-министра Украины и министра иностранных дел Украины и согласно полномочиям, предоставленным им в установленном законодательством порядке.

В-третьих. Отчетность перед Президентом и МИД Украины о проведенных мероприятиях или контактах является обязанностью.

Таким образом, должностные лица и органы исполнительной власти по вопросам, связанным с реализацией государственной политики Украины в сфере внешних отношений, обязаны информировать МИД о содержании своих служебных контактов с должностными лицами и органами исполнительной власти иностранных государств, официальными лицами и органами международных организаций. Такое информирование осуществляется в течение 10 дней после проведения соответствующих контактов, а в случае получения особо важной информации — безотлагательно.

В-четвертых. Директивы, указания и технические задания — важный инструмент обеспечения единства и скоординированности государственной политики в сфере внешних отношений. Позиций, согласованных в этих документах, следует неуклонно придерживаться и не отступать от них.

Несмотря на четко выписанные в действующем законодательстве соответствующие нормы, существуют неединичные случаи, когда государственные чиновники различных рангов, игнорируя указы Президента, делали противоречивые заявления касательно внешнеполитического курса Украины. Это никоим образом не добавляло авторитета нашему государству, а кое-где и вредило отношениям Украины с другими государствами.

— Все это выглядит довольно жестко. Не означает ли это сужения полномочий других органов исполнительной власти в сфере внешних отношений?

— Конечно, нет. Речь идет только о наведении элементарного порядка. Хотел бы отметить, что это не прихоть МИД. Это нормальная европейская практика. Где вы видели, чтобы руководитель отраслевого министерства или ведомства, например, Франции, делал несогласованные комментарии и тем более импровизировал в вопросах позиции государства по той или иной международной проблематике? А у нас этот рецидив еще кое-где проявляется. Например, руководитель заграничной дипорганизации ведущего западного государства имеет право не допустить главу делегации на переговоры с иностранным партнером, если тот не имеет при себе утвержденных директив или указаний.

Такой жесткий контроль является важным залогом того, что договоренности, достигнутые в ходе многочисленных международных контактов, будут зафиксированы и претворены в жизнь. А национальные интересы страны будут должным образом защищены. Очень непростое и долговременное дело — заслужить репутацию надежного и последовательного партнера. Однако очень легко поставить ее под сомнение из-за разногласий властных органов.

Сейчас для МИД важным вызовом является преобразование количественных показателей зарубежных визитов украинских представителей власти разного уровня в качественные результаты. Так, например, по итогам прошлого года в Брюсселе состоялось более 130 визитов различного уровня.

— Какие остаются наиболее серьезные и распространенные примеры нарушений органами исполнительной власти требований действующего законодательства в сфере координации внешних отношений?

— Во время совещания особое внимание центральных и местных органов исполнительной власти будет привлечено к типичным фактам нарушений требований указов Президента касательно координирующей роли МИД, таких как:
- участие в международных мероприятиях без согласования с МИД Украины;
- игнорирование правила включения представителей МИД или зарубежных дипломатических учреждений Украины в состав официальных делегаций для участия в международных мероприятиях;
- безосновательный отказ представителям дипучреждений Украины за границей в участии в переговорах представителей делегаций органов исполнительной власти;
- нарушение сроков направления технических заданий для согласования с МИД Украины;
- несоблюдение порядка отчетности отдельными органами исполнительной власти, которые посылают отчеты только Кабинету Министров Украины, не давая их в МИД, что является нарушением Указа Президента Украины №841/96;
- формальное отношение к подготовке отчетов, которые не отображают результатов командировок и не содержат предложений по реализации договоренностей;
- заявления и комментарии по вопросам внешней политики Украины и инициативы международного характера со стороны представителей органов исполнительной власти без соответствующего согласования.

— Какие пути усовершенствования системы координации, по мнению МИД, являются необходимыми?

— С целью повышения уровня координирующей деятельности МИД в марте 2006 года в структуре министерства создано новое подразделение — Управление взаимодействия с государственными органами и координации внешних отношений. Это подразделение осуществляет мониторинг и обеспечивает надлежащий контроль за исполнением указов Президента относительно координации деятельности органов исполнительной власти в сфере внешних отношений.

Важную роль в вопросе обеспечения координации на региональном уровне играют представительства МИД в регионах Украины. Сегодня уже функционирует пять таких представительств — во Львове, Ужгороде, Донецке, Одессе и Симферополе. На повестке дня — создание такого представительства в Харькове.

Рецепт обеспечения целостности, системности и последовательности внешней политики нашего государства довольно прост: неуклонное исполнение вышеупомянутых указов Президента Украины. Это является залогом укрепления международных позиций нашего государства и укрепления его реноме как последовательного, надежного и предполагаемого партнера.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ