Вчера исполнилось 60 лет со дня создания Организации Объединенных Наций. Украина (тогда еще в составе Советского Союза) — одна из ее основательниц. В последнее время в сторону ООН звучит очень много критики. В частности, за ее несостоятельность решать большое количество проблем, перед которыми стоит человечество. В сентябре этого года в Нью-Йорке состоялся саммит, посвященный 60-ой годовщине ООН. Его участники пытались разработать идеи, которые бы «вдохнули жизнь» в деятельность организации. Удалось ли это? Как продвигается решение вопроса, связанного с признанием Голодомора 1932—1933 годов, геноцидом? Об этом в интервью с Постоянным представителем Украины при ООН, Чрезвычайным и Полномочным Послом Валерием КУЧИНСКИМ.
— Вчера мир отмечал 60-ю годовщину основания ООН. Чем эта дата является для нашего государства? И за прошедшие десятилетия насколько ООН удалось достичь тех целей, которые ставились перед ней ее основателями?
— 60-летие ООН имеет для нашего государства особое содержание. Создание организации стало не только одним из самых весомых результатов победы во Второй мировой войне, началом уникального механизма многостороннего взаимодействия во благо всех народов мира. Значительным образом для Украины — одной из государств-основательниц ООН — это стало шагом на пути к собственной независимости. Вопреки всем ограничениям и условностям, существовавшим в советскую эпоху, Украина де-юре считалась суверенным государством и вела активную политическую деятельность в ООН, которая, собственно, давала нашей стране по тем временам единственную возможность реализовать внешнюю политику. Именно в ООН приобретала опыт украинская дипломатия, и именно благодаря членству в Организации наше государство практически не имело трудностей с признанием в мире после провозглашения своей независимости.
Что же касается целей, ставившихся основателями ООН — избавить последующие поколения от бедствий войны, утвердить веру в права человека, создать условия для верховенства права, способствовать социальному прогрессу и благосостоянию при большей свободе — они остаются актуальными. Ведь их достижение — непрерывный процесс. За шестьдесят лет сделано большое продвижение в деле упрочения мира и безопасности, разоружения и предотвращения распространения оружия, борьбы с расизмом и колониализмом, распространения идеалов мира, демократии и справедливости, решения острых социальных и экономических проблем. Но мир меняется, меняются вызовы и угрозы, которые встают перед народами, и для их преодоления опять нужны общие усилия Объединенных Наций. Самое главное достижение за все эти годы — осознание государствами мира приоритета многосторонности, признания центральной роли ООН в согласовании действий стран для достижения общих целей.
— В мире звучат разные оценки саммита, который в нынешнем сентябре состоялся в Нью-Йорке — от сдержанно оптимистических до преимущественно пессимистических. По вашему мнению, действительно ли есть основания считать этот форум прорывом в процессе реформирования ООН?
— Реформирование ООН — действительно процесс, а не одноразовое действие. Фактически, ООН — это ее государства-члены, и то, какой сейчас есть Организация, отражает готовность 191 страны идти навстречу интересам друг друга. А это, согласитесь, совсем не просто. Однако, вне каких-либо сомнений, результаты Всемирного саммита свидетельствуют об очевидном продвижении. Генеральный секретарь ООН даже назвал этот форум «точкой отсчета в реформировании организации». Лидеры мира договорились о конкретных действиях в таких направлениях, как борьба против терроризма, права человека, миротворчество и реформа системы управления ООН. Будет создан Совет по правам человека на новых принципах, который поможет преодолеть неэффективность нынешней Комиссии по правам человека. Основывается Комиссия по миростроительству, которая призвана заполнить институционный пробел и возобновить интегральную связь между такими элементами миротворчества, как предубеждение, собственно миротворческая операция и постконфликтная реабилитация. Разработана концепция «Долг защитить» как ключевой инструмент решения комплексных гуманитарных кризисов, предотвращения геноцида, других преступлений против человечества, массовых и дерзких нарушений прав человека.
Наряду с этими саммит стал «утраченной возможностью» в вопросах разоружения и нераспостранения, а также перестройки Совета Безопасности ООН. Но ни в коем случае не следует думать, что на этом усилия прекращаются — наоборот, едва ли не в каждом выступлении руководителей государств звучало мнение о необходимости дальнейшей работы для отыскания решений.
— Как известно, Украина была посредником переговоров по подготовке заключительного документа саммита. Наверное, в этом процессе наше государство преследовало также собственные национальные интересы. Учитывают ли принятые решения позицию, с которой выступали наши дипломаты?
— Говорить в этом контексте о преследовании собственных национальных интересов, на мой взгляд, было бы не вполне корректно. Ведя переговоры, все государства-члены ООН исходили из понимания, что итоговый документ саммита должен быть не собранием национальных интересов, а явлением следующего уровня, отражением целей и предостережений мирового сообщества как такового. Этими рассуждениями руководствовалась и делегация Украины, выдвигая нынче закрепленные в документе предложения о важности предоставления международным содружеством содействия странам с переходной экономикой (даже в свете готовности ЕС предоставить нашему государству статус страны с рыночной экономикой это положение важно для наших партнеров по ГУАМ), о необходимости общих усилий в борьбе с торговлей людьми (проблема давно переросла пределы национальных границ), о четком соответствии Устава ООН при применении силы и при реализации концепции «Долг защитить» (чтобы упредить возможные попытки трактовки документа как разрешения на вмешательство во внутренние дела государств).
Хотя, бесспорно, каждая тема рассматривалась нами сквозь призму нашей истории и опыта. Как нация, потерявшая в Голодоморе 10 миллионов людей, когда правительства многих стран отводили глаза от нашей трагедии, Украина стала пламенным сторонником концепции «Долг защитить». Как государство, сделавшее незаурядный вклад в мировую безопасность, добровольно отказавшись от огромных объемов ядерного оружия, мы настаиваем на необходимости поставить под строгий международный контроль ядерные технологии, предотвратить распространение оружия массового уничтожения — и будем совместно с другими государствами работать над выработкой решений, которых не удалось достичь на саммите. Как член Восточноевропейской региональной группы в ООН, мы отстаивали и будем продолжать отстаивать общую позицию группы о необходимости предоставления ей дополнительного места непостоянного члена при расширении состава Совета Безопасности ООН. К сожалению, тематика разоружения и нераспостранения и реформирования Совета Безопасности оказалась самой сложной для компромисса и не была полноценно отражена в итоговом документе саммита.
— И все-таки, в чем заключаются трудности относительно признания Голодомора геноцидом?
— Главные трудности — в букве закона. Дело в том, что Конвенция о предотвращении преступления геноцида и наказания за него, которая, собственно, дала определение геноциду, датирована 9 декабря 1948 года. За два года до того, 11 декабря 1946 года, Генеральная Ассамблея ООН впервые в своей резолюции объявила геноцид преступлением, которое нарушает нормы международного права и противоречит целям ООН. А самый страшный Голодомор был организован в Украине сталинским режимом в 1932— 1933 годы, задолго до основания ООН. И хотя мы каждый раз акцентируем на том, что не стремимся к мести, а желаем только донести миру всю правду об этом преступлении, остаются такие формальные причины.
— Большинство международных аналитиков довольно сдержанно оценивает перспективы достижения согласия в вопросах, которые остались нерешенными во время саммита. В этом контексте намерена ли Украина и в дальнейшем оставаться на острие реформаторских процессов в ООН? И каково в этой связи отношение нашего государства к шведской инициативе относительно включения Президента Украины в сеть мировых лидеров по содействию дальнейшему продвижению реформы ООН?
— Как я уже сказал, работа над нерешенными вопросами в ООН продолжается. Проходят, в частности, интенсивные консультации относительно путей воплощения в жизнь решений об основании Совета по правам человека и Комиссии по миростроительству. Украина принимает в них активное участие, практически во всем разделяя позицию Европейского Союза. Мы будем отстаивать важные для нас положения по вопросам, нуждающимся в решении. Именно благодаря активной позиции нашего государства Президенту Украины было предложено приобщиться к упомянутой сети мировых лидеров. И хотя пока что шведская сторона не предложила четкого видения, как должна работать эта сеть, в Украине и в других 12 государствах, которые получили подобные предложения, сама идея воспринимается положительно.