Итоговое соглашение саммита Европейского Союза в Ницце, которое было достигнуто с большим трудом, уже оказалось под угрозой. По информации «Файненшл Таймс», Европарламент может не ратифицировать это соглашение, которое предусматривает реформирование механизмов принятия решений в органах ЕС даже при том условии, если бы его ратифицировали парламенты всех нынешних 15 стран-членов Союза. А этого может и не случиться: из парламентов Бельгии и Италии уже слышно, что документ ратифицирован не будет. Хотя не исключено, что эти настроения еще изменятся со временем. Просто перемены всем даются нелегко.
Разочарование. Таким было господствующее настроение после марафонского саммита в Ницце. Глава Европейской Комиссии Романо Проди даже и не думал скрывать, что хотелось достичь гораздо большего. Разочарованы немцы — самая большая страна ЕС не имеет самой большей квоты голосов при принятии решений. Разочарованы «малые страны» — квоты голосов распределены так, что все может быть решено без учета их интересов и замечаний, особенно, когда уже не существует права вето. «Неуклюжий компромисс, который может только сделать принятие решений еще более трудным», — так характеризуют результаты важнейшего за всю историю ЕС саммита западные масс- медиа. В случае же, если Европарламент действительно откажется ратифицировать соглашение, можно будет, очевидно, говорить о крахе идеи объединенной Европы.
Но есть и довольные. Прежде всего — представители стран-кандидатов на вступление в ЕС. Премьер-министры Чехии и Словении Милош Земан и Янез Дрновшек почти единогласно заявили, что полностью удовлетворены результатами саммита, их словацкий коллега Микулаш Дзуринда добавил, что эти результаты открывают путь к расширению ЕС честным способом. Причем речь идет не о «групповом подходе», о котором так долго говорилось, а исключительно об индивидуальном — по мере готовности каждой из стран-кандидатов. Сегодняшняя Словакия, в частности, надеется, что быстро нагонит то, что было упущено, и к 2004 году — когда, как предусматривается, и начнется расширение, — страна уже будет полностью готова к вступлению. Еще страны-кандидаты хотят иметь права, абсолютно равные правам «старых» членов. А это тоже может вызвать большое сопротивление в западных обществах. Скептики могут, как это нередко бывает, оказаться правы.