На этой неделе французский автогигант «Рено» сделал официальное предложение автозаводу «Самсунг Моторз» в Пусане, Южная Корея, купить контрольный пакет его акций, и тем самым спасти южнокорейскую компанию, выставленную в прошлом году на продажу, от банкротства. Переговоры, как сообщает французская пресса и корейский источник, между двумя автомобильными гигантами приближаются к успешному завершению — хотя, стороны все еще не сошлись в цене.
«Самсунг Моторз» — автомобильное подразделение одного из когда-то процветающих южнокорейских концернов — оказался жертвой азиатского финансово- экономического кризиса 1998 года и вследствие этого решением корейского суда компания обязана найти нового владельца. Нужно признать, что «Самсунг Моторз» занимала далеко не наибольший сегмент корейского автомобильного рынка — около 5,5 процентов, тогда как рынок был чрезвычайно жестко разделен между более специализированными на автопромышленности концернами «Хонде», «Дэу» и «КИА моторз».
Со своей стороны, группа «Рено», соглашаясь на переговоры с «Самсунг Моторз», руководствовалась отнюдь не филантропическими чувствами. Азиатский рынок, несмотря на все последние региональные нелады, продолжает считаться самым динамичным в мире, но любые перспективы всегда требуют определенного риска. Не без трудностей, в достаточно жесткой борьбе в условиях нарастающей глобализации «Рено» стал владельцем контрольного пакета акций японской «Ниссан» и тоже благодаря кризису. По состоянию на сегодняшний день, корейский рынок оценивается как более перспективный, чем японский — поэтому, нужно прорываться. Тем более, что автозавод в Пусане считается одним из современнейших по технологии производства и лучше всего оснащенных технически аналогичных предприятий в мире. Он начал производство в 1997 году, да так и не вышел на проектированные мощности. Главная проблема — как всегда, деньги. Кредиторы «Самсунг Моторз» требуют за компанию $900 млн., «Рено» дает $350 млн. Кроме того, руководство группы «Рено» желает лишь стать владельцем предприятия — и отнюдь не отвечать за его долги. В то же время, «Рено» настаивает на том, чтобы группа «Самсунг» тоже была учредителем новой компании — очевидно, именно из соображений ответственности за долги. Сейчас «Рено» выглядит единственной надеждой «Самсунг» на спасение. У «Самсунг Моторз» были соглашения о передаче лицензий и технологий с «Ниссан», 36,8 процентов акций которой принадлежит «Рено». В случае отказа французской стороны этого сотрудничества, очевидно, больше не будет.
История носит очень серьезный политический оттенок: в Южной Корее 13 апреля пройдут всеобщие выборы, и нынешняя власть чрезвычайно заинтересована в успешном продвижении контракта накануне этой даты. Тема «Самсунг Моторз» — «Рено» была одной из главнейших во время визита в Париж президента Южной Кореи, состоявшегося на этой неделе. Все это очень напоминает рекламу украинской власти в адрес СП «АвтоЗАЗ-Дэу», реальные результаты деятельности которого потом оказались очень далеки от обещанных.
Но для «Рено», несмотря на все политические моменты, контроль над «Самсунг Моторз» может стать победой в боях за «кусочек Азии». Группа «Рено» уже объявила, что разрабатывает свою азиатскую стратегию. Ну что ж, на дворе глобализация...