Эксперты рассмотрели уже немало факторов политических изменений на международной арене в случае победы на выборах в Соединенных Штатах кандидата от Республиканской или Демократической партии. Однако сейчас и мусульманский фактор влияния на выборах в Америке является довольно мощным элементом, способным существенно повлиять на итоги голосования. По разным данным, на сегодня в США проживает от 5 до 6 миллионов лиц арабского происхождения.
Не стоит забывать, что шестимиллионная еврейская община в Америке традиционно поддерживала кандидатов на президентскую должность от Демократической партии. Пытаясь в 2000 году заручиться поддержкой влиятельной еврейской диаспоры, Альберт Гор пошел на выборы в тандеме с сенатором Джозефом Либерманом. На что арабская диаспора в США мгновенно отреагировала поддержкой республиканца Джорджа Буша. И хотя по поводу арабо-израильского конфликта демократ Джон Керри фактически повторил слова Джорджа Буша, подчеркнув, что он полностью поддерживает государство Израиль, которое имеет право на «сдержанную самооборону», американские арабы на этих выборах решили поставить на него.
Война в Ираке и попытка Буша демократизировать Ближний Восток привели к тому, что, по опросам, он накануне президентских выборов резко утратил популярность в мусульманской общине США. Если на выборах 2000 года за Джорджа Буша голосовали 55% опрошенных, то теперь, фактически за неделю до начала президентских выборов, его поддерживают не более 6% представителей избирателей-мусульман.
Американские мусульмане охладели к Джорджу Бушу, поскольку считают, что правительство, начав войну с терроризмом, «пожертвовало их гражданскими свободами». Кроме того, у них есть ощущение, что они устранены от «процесса принятия решений по вопросам войны в Ираке и Афганистане». Однако наиболее раздражает мусульманскую общину США произраильская позиция Вашингтона в конфликте на Ближнем Востоке. Несмотря на то, что мусульмане в Америке в процентном отношении составляют небольшую часть населения страны, они являются довольно солидной политической силой. По прогнозам аналитиков, в ходе президентских выборов мусульмане способны склонить чашу весов в пользу сенатора Керри в таких штатах, как Огайо, Мичиган, Флорида и Пенсильвания, где проживает большое количество арабо-американского населения. Совет по американско-исламским отношениям уже не один месяц проводит кампанию, поставив перед собой цель побудить 1,5 миллиона мусульман США, имеющих право голоса, зарегистрироваться в качестве избирателей и прийти на избирательные участки 2 ноября.
Однако такая поддержка Джона Керри мусульманами не может быть автоматической. Ситуация развивается таким образом, что политтехнологам из штаба сенатора все это время накануне выборов приходилось сдавать серьезный экзамен на профессионализм — как не потерять важные на выборах голоса мусульманской общины и одновременно традиционно ориентироваться на избирателей-евреев. Борьба за сердца мусульманско-американских избирателей очень важна для Джона Керри. Однако многочисленные заявления Керри в поддержку ближневосточной политики президента Джорджа Буша и поддержка израильского премьер-министра Ариэля Шарона направлены на то, чтобы завоевать голоса еврейского лобби в США на президентских выборах, не прошли мимо внимания американских мусульман. Среди некоторой их части даже начало утверждаться мнение — почему мусульмане должны голосовать за Керри? Только потому, что он не Буш?
Очевидно, что большинство американцев арабского происхождения проголосовали в 2000 году за Джорджа Буша частично из-за надежды на то, что он, подобно его отцу, будет относительно беспристрастным в арабско-израильской проблеме. Также сейчас представители арабо-американского сообщества надеются, что избрание Керри дало бы новые надежды на разрешение палестинской проблемы. Для «арабо-американцев» сегодня личная позиция Джона Керри в этом сложном вопросе даже менее важна, чем его готовность выступить посредником в разрешении конфликта. И потому они считают, что поддержка кандидата от Демократической партии — это единственный существующей у них шанс, потому что его президентство вселяет некоторую надежду. Количество арабо-американских избирателей, имеющих право голоса, — 510000 человек — приблизительно совпадает с количеством голосов, необходимых для победы на выборах во всех четырех штатах.
Заигрывания Джона Керри с американцами мусульманского происхождения, в свою очередь, не нравится части еврейских сторонников Демократической партии, которые обеспечивают существенное финансирование его избирательной кампании. А это будет означать, что определенная часть еврейских избирателей могут повернуться к Джорджу Бушу из-за реализации им произраильской политики. Нет сомнений, что президент Буш собирается в 2004 году добиться большего процента еврейских голосов, чем их когда-либо получали республиканцы. Эти потери потенциального электората демократы все же будут иметь шансы существенно компенсировать, если сенатору Керри действительно удастся массово привлечь на свою сторону арабских американцев.
После 11 сентября 2001 года президент США Джордж Буш попробовал провести разделение на «хороших и плохих мусульман». Очевидно, что к категории «хороших» автоматически причислялись те, кто поддерживал американцев, «плохими» стали те, которые не захотел этого делать. «Хорошими мусульманами» стали мусульмане из Саудовской Аравии, Кувейта, большинства стран Персидского залива и Пакистана. Однако критерий «хорошести» имеет все время тенденцию к изменениям в зависимости от того, каким образом развивается война в Ираке и были ли подвергнуты сомнениям причины ее начала в политических кругах и средствах массовой информации конкретной страны. Судьба американских выборов также имеет шанс изменить или скорректировать эти понятия, в зависимости от того, кто будет избран на президентскую должность. Если во время президентских выборов в Америке арабский фактор действительно станет весомой составляющей победы одного из кандидатов, то это сможет побудить американскую администрацию к более внимательному и взвешенному отношению к проблемам и стремлениям 300-миллионного арабского мира...