В Украине в ее противостоянии российской агрессии трагически повторяются события войны в Югославии в начале 90-х годов. В свое время резня в Сребренице и другие военные преступления сербской армии и ее союзников вынудили США и другие страны НАТО непосредственно вмешаться в конфликт, что привело к установлению бесполетной зоны над Боснией и Герцеговиной и Дейтонским мирным соглашениям. У Украины уже есть своя Сребреница – это Буча и некоторые другие небольшие городки и поселки под Киевом, освобожденные от российской оккупации. Сам я в Буче никогда не бывал, но это название мне очень хорошо знакомом. Именно в Буче семья моего любимого писателя киевлянина Михаила Булгакова до Первой мировой войны снимала летнюю дачу. Для Михаила Афанасьевича Буча навсегда осталась символом светлого беспечального времени, спокойное течение которого было прервано потрясениями войны и революции. Теперь этот городок уже никогда больше не будет восприниматься в этом качестве даже исследователями творчества и фанатами Михаила Булгакова. Буча теперь навсегда станет трагическим символом российских военных преступлений, символом страданий и мужества украинского народа.
Российская пропаганда уже действует по лекалам, отработанным еще во время войны в Сирии. Здесь я хочу вспомнить другого моего любимого русского писателя – Владимира Сорокина. В своем последнем на сегодня романе «Доктор Гарин» он выводит на сцену клонов известных политиков современности в виде бути (задниц). Так вот, бути Путина говорит только одну фразу: «Это не я!» И по этому принципу действуют сейчас российские пропагандисты и политики. Пошли дежурные заявления о том, что все кадры из Бучи и других городов с трупами на улицах – это постановка. Уже Россия, действуя на упреждение, потребовала срочного созыва Совета Безопасности ООН для обсуждения «провокации украинских националистов в Буче». В Кремле понимают, что в ООН рано или поздно будут обсуждать российские военные преступления в Украине, и пытаются действовать на опережение.
Официальный представитель МИД России Мария Захарова утверждает: «Смысл очередного преступления киевского режима — срыв мирных переговоров и эскалация насилия». Здесь она права в одном – украинской стороне сейчас будет гораздо труднее вести мирные переговоры с Москвой, а шансы на то, что договор о нейтральном статусе Украины и гарантиях безопасности Украинского государства, который так или иначе придется выносить на всеукраинский референдум, будет одобрен на таком референдуме, стремятся к нулю, особенно если среди гарантов безопасности будет государство-агрессор. Между тем, заместитель представителя РФ в ООН Дмитрий Полянский заявил, что Россия «выведет завравшихся украинских провокаторов и их западных покровителей на чистую воду».
Думаю, что следующий шаг российской пропаганды – это переход от заявлений о «постановке» российских зверств в Буче к утверждениям, что это украинские «боевики-националисты» сами убили мирных жителей в Буче и других украинских городах, убили за то, что те собирались хлебом солью встретить российских освободителей, а потом «бандеровцы» постарались свалить свои преступления на российских военнослужащих, которые, как уверяют в Министерстве обороны РФ, мирных жителей пальцем не трогают. Кремлевские пропагандисты убеждены: чем абсурднее ложь, тем легче ей поверит оболваненное телевизором российское население и тем проще будет ее распространять российской агентуре на Западе, вынужденно притихшей после российского вторжения в Украину.
Но вряд ли россиянам удастся убедить сколько-нибудь значительное число людей в Украине и в остальном мире в том, что «это не мы». Владимир Зеленский совершенно прав, когда заявляет: «Я приглашаю госпожу Меркель и господина Саркози посетить Бучу и посмотреть, до чего за 14 лет довела политика уступок России. Увидеть собственными глазами замученных украинцев и украинок. Хочу, чтобы меня поняли правильно. Мы не обвиняем Запад. Мы не обвиняем никого, кроме конкретных российских военных, которые совершили это против наших людей. Кроме тех, кто отдавал им приказы. Но мы имеем право говорить о нерешительности". В связи с вскрывшимися военными преступлениями россиян в Киевщине возросли шансы на то, что пятый пакет санкций Евросоюза против России будет более разрушительным, чем предполагалось ранее. Теперь, в частности, всерьез обсуждается возможность эмбарго на российский газ и закрытие для российских судов европейских портов. Также возрастают шансы на то, что США и их союзники по НАТО все же решатся закрыть небо над Украиной для российских самолетов и ракет. Но здесь все зависит от президента США Джо Байдена, а он, к сожалению, не Билл Клинтон, не Джордж Буш-младший и даже не Дональд Трамп.
Что же касается самих российских военных преступлений в Буче и других украинских городах и селах, то они очень напоминают такие же преступления Красной Армии в Германии и других странах Европы, а также в Маньчжурии и Северной Корее в 1944-1945 годах. Те же убийства мирных жителей, изнасилования, мародерство. По ходу боевых действий германским войскам на некоторое время удалось освободить город Неммерсдорф в Восточной Пруссии и город Лаубан в Нижней Силезии. Там тоже документировали многочисленные преступления красногвардейцев, фотографируя трупы зверски изнасилованных женщин и девушек всех возрастов, от несовершеннолетних до старух. Те фотографии и рассказы уцелевших жителей активно использовала геббельсовская пропаганда, но сами эти свидетельства отнюдь не были продуктом пропаганды, или «постановкой», как говорят сегодня в Кремле. Тогда советское командование пыталось бороться с подобными эксцессами, хотя достаточно непоследовательно, и даже иной раз расстреливало убийц, насильников и мародеров. Но подавляющее большинство преступников все равно оставались безнаказанными.
Сейчас в распоряжении российского командования пока что нет такого средства поддержания дисциплины как смертная казнь. И, как кажется, российские офицеры даже не пытаются препятствовать преступлениям своих подчиненных, а на мародерство смотрят как на законное вознаграждение. И нередко преступления являются узаконенными, как, например, убийства представителей органов власти и членов их семей, а также всех тех, кого подозревают в поддержке украинской государственности. Российские военные думали, что война закончится за пару недель, и даже в страшном сне не могли себе представить, что им придется оставлять захваченные ими украинские города. Поэтому и вели себя там соответственно, пребывая в уверенности, что им за содеянное ничего не будет и что, в случае чего, командование их всегда отмажет. Российские солдаты не особо заботились о том, чтобы скрыть следы преступлений. Тем более, что хоронить трупы в мерзлую землю не так просто. Вот и остались на улицах Бучи мертвецы со связанными руками, которых никак не спишешь на случайные жертвы обстрелов и бомбардировок.
Советские солдаты и офицеры находили оправдание своих преступлений в лозунге «Убей немца!», широко тиражировавшегося пропагандой. Сегодня российские военнослужащие оправдывают для себя убийство мирных украинских граждан призывами российских пропагандистов и политиков к «денацификации» Украины. Вот один из последних пассажей такого рода: «Денацификация необходима, когда значительная часть народа — вероятнее всего, его большинство — освоено и втянуто нацистским режимом в свою политику. То есть тогда, когда не работает гипотеза "народ хороший — власть плохая". Признание этого факта — основа политики денацификации, всех ее мероприятий, а сам факт и составляет ее предмет… Нацисты, взявшие в руки оружие, должны быть по максимуму уничтожены на поле боя. Не следует проводить существенных различий между ВСУ и так называемыми нацбатами, а также примкнувшей к этим двум видам военных формирований территориальной обороной… Название "Украина", по-видимому, не может быть сохранено в качестве титула никакого полностью денацифицированного государственного образования на освобожденной от нацистского режима территории». (https://ria.ru/20220403/ukraina-1781469605.html) Фактически здесь содержится призыв к геноциду украинского народа.
Я понимаю, что не могу говорить ни от имени Российского государства, развязавшего преступную войну, ни от имени русского народа, не сумевшего предотвратить ни нынешнюю войну, ни фактическую реставрацию в России тоталитаризма. Я могу сказать только от себя лично: простите меня, украинцы!