Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ромни, Россия и Украина

12 июня, 2012 - 12:46

Замечание президента Барака Обамы, сделанное в частной беседе с российским коллегой Дмитрием Медведевым на сеульском саммите в марте, вызвало настоящую политическую бурю между Белым домом и кандидатом на пост президента от республиканцев Миттом Ромни. А еще оно повлекло за собой давно назревший спор на тему, остается ли Россия противником Америки номер один.

В конце встречи с Медведевым Обама заявил, что после ноябрьских выборов у него будет «больше гибкости», чтобы заняться таким противоречивым вопросом, как противоракетная оборона (ПРО). Это замечание вызвало тревогу среди республиканцев: мол, Обама задабривает Кремль тем, что идет на значительные уступки по ПРО. Некоторые лидеры-республиканцы даже обвинили Белый дом в тайных соглашениях, которые задевают национальную безопасность США.

В свою очередь демократы напали на Ромни, апологета холодной войны, за заявление о том, что Россия остается «геополитическим врагом номер один» для Америки. Сам Обама раньше утверждал, что Путин еще до сих пор одной ногой стоит в прошлом, в холодной войне. Но все эти сравнения в духе «холодной войны» не дают ответа на важнейший вопрос: при сегодняшних геополитических раскладах Россия для США партнер или конкурент? Ответ таков: правы оба — и Обама, и Ромни.

Обамовская программа «перезагрузки» России основывалась на предпосылке, что Москву можно привлечь к сотрудничеству вниманием к совместным проектам. И это сработало при подписании нового соглашения о контроле над вооружениями, что дало НАТО доступ в Афганистан через бывшую советскую границу, и при применении ограниченных санкций ООН к Ирану. Однако в более широком масштабе Ромни прав: возрожденная Россия в конечном счете угрожает интересам США во многих сферах. Его точку зрения разделяют многие высокопоставленные республиканцы, в том числе — сенаторы Джон Маккейн и Джон Кайл.

По мнению Ромни, ядерный арсенал России, ее энергетическая политика, ее географическое положение между Европой и Азией, право вето в Совете безопасности ООН и внутренняя авторитарная политика бросают большой вызов Вашингтону. А среди региональных угроз — будущее Украины и других бывших советских республик, которые пытаются избежать включения в новый блок под руководством Москвы.

Хотя Ромни не называл конкретно Украину или еще какой-то более обширный регион, он выступает за расширение НАТО на Восток, осуждает захват Россией грузинской территории и поддерживает разворачивание системы ПРО в Центральной Европе.

При этом международную политику Обамы Ромни называет слабой и нерешительной. Хотя многое из этого — просто предвыборная риторика, представители-демократы сами агрессивно защищают президента, называя комментарии Ромни по поводу России «неосмотрительными и опасными». Также демократы отмечают успехи международной политики Обамы в уничтожении руководства «Аль-Каиды», окончании иракской войны и инициировании переходного процесса в Афганистане.

Если бы Украина была демократически развивающейся страной и желала вступить в НАТО и ЕС, как Грузия, она бы могла рассчитывать на более существенную поддержку большинства республиканцев. Но проблема Киева — отход Украины от позиций демократического развития и ухудшение ситуации с правами человека. Это может иметь негативные последствия, если Ромни придет в Белый дом. Борцы за права человека в Вашингтоне принадлежат к обеим партиям, а один из их самых больших поборников — Джон Маккейн, который, вероятнее всего, будет иметь решающий голос в вопросах международной политики в следующей республиканской администрации. Американскую поддержку украинской независимости может ослабить осуждение внутренней политики Украины — как это произошло с Беларусью. Поэтому Киеву важно показать, что он решительно настроен на сохранение национального суверенитета, ведь Вашингтон сомневается в том, что Минск до сих пор сохраняет курс на государственность.

Позицию Ромни можно еще лучше увидеть из его отношения к России, где путинская система не только уничтожает демократию, но и угрожает союзникам и партнерам США. Агрессивная внешняя политика Путина отвлекает внимание от беспорядков внутри страны, изображая США главным всемирным соперником, который стремится расколоть Россию.

Какой бы ни была степень сотрудничества в контроле за вооружениями или в борьбе с терроризмом, основы отношений между США и Россией будут оставаться конкурентными и потенциально конфликтными. Хотя демократы правы в том, что можно работать с Москвой в определенных ограниченных сферах, Ромни тоже прав, когда говорит, что сейчас ни одно государство, кроме России, не имеет таких условий, чтобы повредить национальным интересам Америки. И администрация Ромни может более решительно ответить на вызовы Москвы.

Януш БУГАЙСКИ — старший сотрудник Центра стратегических и международных исследований, Вашингтон, округ Колумбия

Януш БУГАЙСКИ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ