Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Россия будет влиять. Но по-новому

27 сентября, 2005 - 20:09

То, что многие политики живут от выборов до выборов, общеизвестно. До парламентских выборов в Украине еще полгода, однако температура политической борьбы в последние недели зашкаливает. Времена «жатвы» наступают для политтехнологов, времена активных размышлений — для заинтересованных наблюдателей... Именно с политическим интересом большинство экспертов связали недавний визит экс-премьера Юлии Тимошенко в Москву, где в отношении нее Главная военная прокуратура РФ прекратила международный розыск. Если верить заявлениям самой Юлии Владимировны, которая отмечала, что все уголовные дела против нее носили исключительно политический характер, то какой характер в таком случае носит нынешнее «обеление» политика? Очевидно, политический. Какие политические интересы вынудили Москву изменить свое отношение к госпоже Тимошенко? Российские масс-медиа, кстати, сообщили, что она встречалась также с представителями администрации Путина. Украинские эксперты сразу же заговорили о том, что Кремль решил изменить свою тактику влияния на предвыборную кампанию в Украине. Т.е. не идти «старым» путем, когда поддерживался только один кандидат или одна политическая сила, а работать по новому алгоритму. «Кремль не меняет ставку с Януковича на Тимошенко, а делает дополнительную ставку. Москва прекрасно понимает, что в лице Тимошенко она получает мощный рычаг влияния на Ющенко и дополнительного игрока на выборах 2006 года», — считает политолог Виктор Небоженко. «День» поинтересовался у российских экспертов, разделяют ли они это мнение.

Евгений МИНЧЕНКО , директор Международного института политической экспертизы, Москва:

— Никто в России не рассматривает Юлию Тимошенко как серьезного «контрагента». У Юлии Владимировны довольно плохая репутация с точки зрения выполнения ее обязательств. В свое время у нее были партнерами Павел Лазаренко, Виктор Пинчук, Леонид Кучма, Виктор Ющенко... Не могу сказать, что кто-то из этих персонажей счастлив от своего сотрудничества с Тимошенко. Поэтому я не думаю, что какая-то ставка будет сделана на нее и в Москве. Хотя она может быть интересна ситуативно как фигура, которая ослабляет монолитность оранжевой власти — чтобы окружение Ющенко не слишком наслаждалось чувством собственного величия. Мне кажется, что Россия больше не будет делать ставку на кого-то одного. Российское руководство будет идти немного по-другому пути: Вместо того, чтобы делать ставки на персоналии (а история с Януковичем показала, насколько это рискованная затея), будет делаться ставка на идеи и задачи. То есть существует некий коридор, в границах которого Россия готова сотрудничать. Он включает в себя экономические и политические условия: широкие права русского языка, неущемление прав Русской православной церкви, вопрос газотранспортного консорциума, ЕЭП и т.д. С точки зрения долговременных интересов России, было бы правильно выстраивать контакты с различными политическими силами Украины. Где-то будут сохраняться контакты с Медведчуком и Януковичем — от этого никуда не деться. Видимо, будут поддержаны откровенно пророссийские проекты. Вероятно, может быть «использована» Тимошенко: ей просто будут давать трибуну с точки зрения обличений какой-то части окружения Президента. Возможен диалог и с самим Ющенко... Интересными могут быть для Москвы те политические силы, которые группируются вокруг Литвина.

Оксана ГАМАН-ГОЛУТВИНА, доктор политических наук, Российская академия государственной службы при президенте РФ, Москва:

— Некоторые лица, которые взяли на себя смелость во время прошлогодних президентских выборов в Украине реализовывать российскую политику, совершили немало ошибок. Главная же ошибка была в том, что они лобовым образом пытались навязать свое представление о национальных интересах России. Сегодня наблюдатели совершили бы ошибку, если бы пытались однолинейно интерпретировать нынешний политический процесс в Украине... Я думаю, что события, связанные с визитом Юлии Тимошенко в Москву, могут свидетельствовать о том, что позиция России становится более гибкой, и я бы категорически возражала против формулировки, представляющей ее в качестве агента влияния и проводника российских интересов. Даже если бы Юлия Владимировна приняла «близко к сердцу» национальные интересы другого государства (в данном случае — России), то я уверена, что она действовала бы предельно многопланово, а не прямолинейно. Площадь пересечения национальных интересов Украины и России очень велика. Как бы не была сложна ситуация в Украине, будущее как раз за теми политиками, которые в своей деятельности будут держать в уме эту большую площадь пересечения интересов двух стран.

Вы знаете, трудно себе представить врага, который бы больше навредил репутации нынешней украинской власти, нежели само руководство Украины. Тот моральный авторитет, который лидеры оранжевой революции обрели в ходе прошлогодних событий, тает буквально на глазах, что порождает огромное разочарование у жителей. С точки зрения России, наибольшим интересом является стабильная, благополучная Украина. Поэтому я бы не стала говорить, что российское руководство сейчас испытывает некое злорадство по поводу кризиса в Украине. Некая настороженность России по отношению к политике лидеров оранжевой революции была связана с тем, что целый ряд шагов, предпринятых новой властью в Киеве, мог существенно ослабить экономические, политические и духовные связи между двумя странами (в частности, актуализация лозунга о вступлении в НАТО). Сегодня можно говорить уже не о настороженности, а о стремлении к объективному анализу происходящего в Украине. Я бы обратила внимание на то, что сегодня уровень жесткости оценок по поводу кризиса в Украине со стороны украинских экспертов многократно превосходит уровень жесткости оценок российских наблюдателей.

Сергей СОЛОДКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ