От редакции!
Эту статью отказались напечатать в России. И это очередное подтверждение факта, что в путинской России отсутствует свобода слова. Бельгийские аналитики, которые приводят аргументы, почему считают невозможным членство России в Совете Европы, обратились с просьбой к давнему другу «Дня», ведущему исследователю Института Брукингса Лилии Шевцовой посодействовать публикации. Один из соавторов статьи Мишель ВАЭЛЬБРОК отметил: «Публикация этой статьи о невозможности важна, учитывая то, что Совет Европы снова будет обсуждать членство России 25 января. И именно поэтому очень важно, чтобы эта статья была напечатана на русском языке».
Напомним, российская делегация решила не принимать участия в январской сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) в Страсбурге, которая должна состояться 25 января. Как сообщил первый заместитель руководителя делегации Леонид Слуцкий, «на имя руководитель ПАСЕ Анн Брассер отправляется письмо с подписью спикеров палат российского парламента о том, что полномочия делегации России на 2016 год будут запрашиваться позднее. Январскую сессию мы пропустим».
Напомним, Ассамблея ПАСЕ лишила российскую делегацию в 2014 году права участия в голосовании, на руководящих должностях структур ПАСЕ и наблюдении за выборами из-за аннексии Крыма и ситуации на востоке Украины. В 2015 году такие ограничительные меры были подтверждены членами Ассамблеи.
Третий год подряд членство России в Совете Европы обсуждается его Парламентской Ассамблеей. Организация со штаб-квартирой в Страсбурге была основана в 1947 году для того, чтобы продвигать права человека и демократическое верховенство права в Европе. Россия — одно из 47 государств — членов Совета, каждое из которых обязалось придерживаться этих принципов. Устав Совета Европы также предусматривает, что серьезные нарушения государствами-членами демократических принципов может привести к потере права голоса и даже к потере членства.
• В 1989 году Совет ввел статус «Специального гостя» для государств, которые хотят присоединиться, но еще не выполнили все необходимые для этого условия. Беларусь получила этот статус, но потеряла его в 1997 году из-за нарушений прав человека. Несмотря на повторные запросы, Казахстан так и не получил этот статус, также по причине нарушений прав человека.
После четырех лет в статусе «Специального гостя» Россия стала полноправным членом Совета Европы в 1996 году. В то время еще существовала надежда, что она будет развиваться в демократическом направлении. Многочисленные наблюдатели, однако, чувствовали, что было бы целесообразнее подождать, пока демократические реформы в России не станут необратимыми.
• С тех пор ситуация в России показала, что такие сомнения были небезосновательными. Уже в конце президентства Бориса Ельцина мало что осталось от достигнутого ранее демократического прогресса. Во время руководства его преемника Владимира Путина ситуация драматично ухудшилась до того, что на сегодняшний день Россия стала автократической клептократией, где небольшой круг приближенных к президенту обогащается за счет рядовых россиян. Уже много лет там не было свободных и справедливых выборов, Кремль контролирует суды и средства массовой информации, политическая оппозиция грубо угнетается, а коррупция процветает.
Около 2010 года уже стало очевидно, что Россия больше не выполняет условия членства в Совете Европы. Как ни странно, это не спровоцировало никакой реакции в то время. Совет начал действовать только в 2014 году после военной аннексии Крыма Россией и ее вооруженной интервенции в восточную Украину. Он временно отозвал право России голосовать в Парламентской Ассамблее и ее представителей в ряде других органов, но не в крайне важном Комитете министров.
• Такая скромная контрмера не соотносится с массовыми и серьезными нарушениями Россией наиболее фундаментальных принципов Совета. Потребность в более решительной реакции стала еще более безотлагательной, когда Россия в декабре прошлого года приняла закон, предоставивший ее Конституционному суду право решать, что решения международных судов, в том числе собственного суда Совета — Европейского суда по правам человека — не будут признаваться в России.
• Более прямой атаки против всего того, за что выступает Совет Европы, и придумать сложно. Роль суда заключается в том, чтобы выносить приговоры по жалобам граждан относительно нарушения прав человека органами власти государств-членов. Это единственный способ, которым граждане могут оказать влияние на ситуацию с соблюдением прав человека. Как государство — подписант Европейской Конвенции по правам человека Россия обязана выполнять решения суда. Однако это не устраивает Кремль, поскольку многочисленные жалобы российских граждан имели своим результатом осуждение Страсбургского суда. Особенно обозлило Москву решение суда в июле 2014 года, что российское государство должно выплатить 1,87 млрд евро бывшим владельцам принудительно обанкротившейся российской нефтяной компании «Юкос».
• Такая реакция давно ожидалась. На самом деле, другие страны следуют примеру России. Бывшие советские республики Азербайджан и Армения имеют чрезвычайно плохую ситуацию относительно гражданских свобод, политических прав, независимости судебной власти и свободы прессы. Недавно премьер-министр Черногории — последней страны, присоединившейся к Совету Европы, получил награду «Человек года-2015» в сфере борьбы с организованной преступностью от Центра исследования коррупции и организованной преступности. Также можно затронуть вопрос членства Албании, Боснии и Герцеговины, Македонии. А еще есть Турция, которая постепенно отходит от демократических принципов, которых обязывалась придерживаться. Тревожны также серьезные медиасообщения о том, что такие страны, как Россия и Азербайджан, пытаются коррумпировать организацию изнутри, покупая голоса и нанимая высокооплачиваемых лоббистов, чтобы минимизировать доклады о ситуации с правами человека.
• На протяжении длительного времени уважаемые организации, занимающиеся защитой прав человека, такие как «Надзор за правами человека» и «Международная амнистия», предупреждали о риске того, что Совет Европы может утратить доверие к себе как защитнику прав человека и верховенства права. И это непременно случится, если Совет не исключит из своего состава таких членов, как Россия, которые грубо нарушают ее наиболее фундаментальные принципы.
Виллем АЛЬДЕРСГОФ, бывший глава подразделения Европейской Комиссии, аналитик по международным вопросам, Брюссель.
Мишель ВАЭЛЬБРОК, заслуженный профессор Европейского права Брюссельского свободного университета, почетный член Института международного права. Специально для «Дня»