Война на Донбассе является не только большой бедой для Украины, но и ставит в довольно неудобное положение наших союзников — как Европу, так и США. И если агрессия РФ против Украины не зависела от мировых лидеров, то сплотиться против оккупанта было делом спасения спокойствия во всем мире. В этом плане ограничиться переговорами вместо Будапештского формата (США, Великобритания, Украина и РФ) — Нормандским (Германия, Франция, Украина и РФ), где Украина осталась один на один с Путиным и его «друзьями», было бы неправильным. Теперь Барак Обама посылает к нам своих представителей, чтобы заставить выполнить взятые в Минске обязательства. Последние, кстати, были явно продиктованы в Москве. И то, что Украине фактически больше года навязывают волю Кремля, не мог не замечать ни Вашингтон, ни Брюссель.
Визит заместителя государственного секретаря США по вопросам Европы и Евразии Виктории Нуланд в Украину поставил главный вопрос в СМИ - госпожа Виктория приехала проверять ход наших реформ, или в конце концов уговорить пойти нашу власть на выборы на оккупированной территории, чтобы «закрыть» больной вопрос? Некоторые депутаты заговорили даже о том, что от Украины требуют провести такие выборы в июле этого года, как их проведения физически зависит от Киева. Нуланд в ответ заявила, что сроки не обсуждались вообще. Если даже теоретически представить себе такие выборы, то от Киева будет зависеть только формальное согласие. Реалии говорят о том, что в действительности украинские силы не смогут принять участие в гонке в Луганске и Донецке, так же как и говорить о каком-либо объективное волеизъявление там, даже в среднесрочной перспективе, невозможно.
Как известно, раньше появились заявления о возможном введении полицейской миссии ОБСЕ на Донбассе, причем и Путин, и Порошенко вроде бы особых споров относительно этого не имели. Следовательно, выборы?
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
«Мы проинформировали Президента Петра Порошенко и главу МИД Павла Климкина, — заявила Нуланд в среду в Киеве, — что президент Барак Обама поддерживает полное выполнение Минских договоренностей и полной деоккупации украинского Донбасса». Она также заверила, что санкции против России будут сохранены в связи с оккупацией ею Крыма. Таким образом, Нуланд вместо наших представителей власти напомнила о существенном вопросе, который почему-то не попал в Минские соглашения, — аннексия украинского полуострова. По этому обнадеживающему, хотя и формальному заявлению, прозвучала и другая информация. Во время своей встречи с представителями парламентских фракций Нуланд заявила о требовании (!) Госдепа, чтобы Украина внесла изменения в Конституцию относительно «особого» статуса для оккупированных территорий.
Объективно избирательные идеи на Донбассе — сплошная профанация. С другой стороны, они прописаны в Минских соглашениях, которые подписаны и признаны официальным Киевом. И именно в них выведение иностранных (читай — российских) войск вместе с наемниками из оккупированной территории стоит аж 10-м пунктом. В принципе, после таких «выборов» РФ может легко сказать, что никогда не утверждала и не признавала своего присутствия на Донбассе, а «боевые буряты» Кремлю не подконтрольны, следовательно, разбирайтесь с ними сами. Странно, но многие политики подхватили мысль о том, что обязательство провести (в реалиях — позволить провести) такие местные выборы Украина взяла на себя после того, как упомянутые силы будут введены. Это, к сожалению, не является правдой, а только справедливым желанием украинского политикума.
В действительности в феврале 2015 года нами была подписана гибридная, как и вся эта война, «капитуляция». Вопрос: на каких основаниях? Неужели поводом стал Дебальцевский котел? А, может, было какое-то другое непосредственное влияние на участников переговоров?
Истоки Минских соглашений необходимо выучить глубинно, ведь там кроется ответ на многие примеры странного поведения украинской стороны, начиная с самого начала войны, которая до сих пор зовется АТО. Что, кроме котлов, испугало представителей Киева? Возможно, был и другой «котел» — дипломатический, в который наши кормчие попали до того? Учитывая некоторые ключевые аспекты тех соглашений (уже не говоря о том, что даже лингвисты замечают, что написаны они были сначала на русском языке и только потом переведены на украинский), можно сказать, что готовили их предварительно в Москве, и алгоритм их буквально загонял нас в тупик. В настоящее время мы цепляемся только за тот факт, что российские бандиты так и не отвели вооружения должным образом и не прекращают огонь. Если на Донбасс попадет, скажем, полицейская миссия ОБСЕ, которая доказала свою подозрительную лояльность по отношению к РФ, то это будет означать формальную возможность проведения таких выборов — а значит, амнистии боевиков и их легализации. Тогда упомянутые «боевые буряты» просто станут «народной милицией», а в Верховной Раде, вполне возможно, мы увидим тех, кого за два года почему-то так и не смог осудить Киев. Об официальном признании агрессии, оккупации и соответствующего возмещения со стороны РФ придется забыть.
Запад ковыряться в наших рефлексиях и колебаниях не будет. Мы сами избрали путь гибридной «капитуляции», начиная с игнорирования реалий (например, не введено военное положение), торговли за должности во время аннексии Крыма, переговоров Леонида Кучмы с вожаками, один из которых взял в плен Надежду Савченко, и, в конечном итоге, попыткой перекроить свои законы и себя как государство на поругание российским бандитам. Теперь к пропасти, путь к которой мы избрали сами, нас гонят.
«УКРАИНСКИЙ ПАРЛАМЕНТ НЕ ПОЙДЕТ НА ФЕЙКОВЫЕ ВЫБОРЫ НА ДОНБАССЕ БЕЗ УЧАСТИЯ УКРАИНСКИХ ПАРТИЙ»
Анна ГОПКО, председатель комитета Верховной Рады по иностранным делам:
— Нам говорят о том, что Украина должна выбить любые аргументы из России таким политическим шагом, как обсуждение и проведение через парламент выборов на временно оккупированных территориях. Но эти выборы должны проводиться с привлечением Венецианской комиссии, ОБСЕ, и мы должны четко настаивать на своем видении.
Мы понимаем, что продление санкций — больной вопрос, учитывая разобщенность внутри ЕС и желание некоторых стран снять санкции, поскольку это ударит по их экономике. Но мы должны видеть разницу между реальным проведением выборов и принятием закона в парламенте. То есть Украина может сделать политический шаг, если это будет закон о выборах, отвечающий всем стандартам Бюро демократических институтов и прав человека (БДИПЧ) ОБСЕ. И когда Россией будут обеспечены конкретные предварительные безопасностные условия, а это реальное затишье, отведение и локализация всех тяжелых военных вооружений, увеличение присутствия международных наблюдателей. И здесь мы очень четко подчеркиваем: без выполнения данных условий невозможно провести выборы на оккупированных территориях. Кто из кандидатов украинских партий согласится принимать участие в выборах, когда террористы будут их обстреливать. Поэтому нужно сначала подготовить безопасностные условия в доизбирательный период. Мы можем сказать: друзья, закон принят, но лишь при вышеупомянутых условиях возможно проведение выборов. И это было очень четко артикулировано нами во время встреч с Нуланд. Мы сказали, что изменения к Конституции в части децентрализации по состоянию на сейчас невозможны без выполнения всех безопасностных условий, которые Россия не выполнила до сих пор. Запад понимает, что ему очень трудно давить на Путина, что сдвигов нет, обстрелы украинских городов террористами продолжаются. И генеральный директор Совета национальной безопасности США по Европе Чарльз Купчан, вернувшийся из Ганновера, сказал, что Обама хочет имплементации Минских договоренностей до окончания своего срока на должности главы Белого дома. По словам Купчана, такова амбиция президента США.
И теперь возникает огромный вопрос, как они будут додавливать Россию. Одним из инструментов является продление санкций до января 2017 года. Но как заставить Россию реально отводить войска, учитывая то, что ее интерес — сымитировать и провести некие фейковые выборы, чтобы наконец легализовать этих представителей. А фейковые выборы без участия украинских партий и представителей абсолютно не в интересах Украины, и на это не пойдет украинский парламент. Поэтому нужно отмежевывать принятие закона в парламенте о выборах на временно оккупированных территориях, отвечающих всем стандартам БДПЧ. И факт проведения выборов, до которых нужно выполнить ряд условий, в частности безопасностные и возвращение контроля за украинско-российской границей. Что касается закона об амнистии, это огромный вопрос для дискуссии.
ЕЕ и США запутались: у них нет общей стратегии, как додавить Путина, чтобы он выполнил Минск-2. И когда нам говорят: «Проявите волю со своей стороны и выполните свои условия», — а мы им говорим: «Вы не понимаете, что без выполнения первых двух условий невозможно этого сделать», — это имитация, и это ничего не даст для урегулирования конфликта.
«РОССИЯ НЕ ВЫПОЛНИЛА НИ ОДНОГО ПУНКТА МИНСКИХ ДОГОВОРЕННОСТЕЙ»
Марьяна БЕЦА, спикер МИД Украины:
— В Украине глубоко обеспокоены продолжающимся обострением безопасностной ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, вызванным увеличением количества вооруженных провокаций против подразделений Вооруженных сил Украины со стороны боевиков незаконных вооруженных формирований (НВФ) при поддержке Российской Федерации.
Россия как подписант Минских договоренностей (Минского протокола, Минского меморандума и Пакета мероприятий по имплементации Минских договоренностей) по состоянию на 26 апреля 2016 года не выполнила ни одного пункта Минских договоренностей. Не обеспечено ключевое требование — деэскалация и полное прекращение огня.
Ситуация на Донбассе вдоль всей линии разграничения продолжает оставаться крайне напряженной.
Постоянные нарушения Российской Федерацией Минских договоренностей подрывают усилия Украины и международного сообщества, направленные на восстановление мира и безопасности в отдельных районах Донецкой и Луганской областей.
Украина и в дальнейшем будет оставаться верной Минским договоренностям и прилагать целенаправленные усилия с целью их имплементации в полном объеме. При этом, как и раньше, будем продолжать придерживаться принципиальной позиции, что залогом успешного выполнения политических, социально-экономических и гуманитарных аспектов Минских договоренностей является комплексное выполнение их военно-безопасностного блока.
Подготовил Мыкола СИРУК, «День»