Юлия Тимошенко является выдающимся агитатором и она, кажется, выбрала также нужные политические темы для участия в выборах. Ее главным лозунгом было «правосудие», что отражало невыполненные обещания Ющенко от 2004 года: «Бандитов — в тюрьму!» Месть старому режиму снова стала доминирующим направлением ее деклараций. Ее победа над «Нашей Украиной» ставит вопросы морали выше экономической политики, а ее риторика обращена к оранжевой революции, что делает еще более глубоким раскол между восточными и западными областями Украины.
Поскольку избирательная кампания превратилась в новую аранжировку оранжевой революции, естественной представляется ничто иное, как «оранжевая» коалиция, то есть коалиция блока Тимошенко, «Нашей Украины» и Социалистической партии Украины. Сегодня только Тимошенко видится естественным премьер- министром. И только ей грозит опасность потерять это место.
Самый важный вопрос, какую политику станет проводить премьер-министр Тимошенко. Будучи заместителем премьер-министра по энергетике в 2000 году, она удивила нас в позитивном плане тем, что обрушилась на других олигархов и стала «зачищать» (от коррупционеров) энергетический сектор. Став в прошлом году премьер-министром, она, напротив, удивила нас в отрицательном плане, сфокусировавшись на реприватизации, которая не была частью ее правительственной программы. И вот теперь она получила более сильный, чем когда-либо прежде, народный мандат, а поэтому нам остается только гадать, чем она удивит нас на этот раз.
Естественной начальной точкой является предвыборная программа ее блока. Даже по нормам документов такого рода, эта программа потрясающе расплывчата. Наиболее значимой ее частью является раздел о «справедливой власти». В нем провозглашается, что при правительстве во главе с Тимошенко с политиков будет немедленно снята юридическая неприкосновенность, региональных губернаторов станут выбирать, а местные органы самоуправления будут укреплены.
Тимошенко выдвигает в качестве своего экономического кредо «солидаризм», имея при этом в виду вековые социалистические верования, но его значение остается туманным. Раздел ее программы, посвященный экономической политике, мал и бессодержателен. В популистском духе в нем сказано, что предприятия, равно как и отдельные личности «станут платить налоги без всякого понуждения». На всякий случай напоминаю, налог на добавленную стоимость тоже предлагается отменить. К счастью, социальный раздел программы тоже достаточно туманен. Представляется, что время дорогостоящих программ социальных льгот прошло.
Что всего важней, реприватизация не упоминается, как, впрочем, не гарантируются и права собственности. Тимошенко после своей отставки в сентябре прошлого года заявила, что никогда не призывала к реприватизации — что не обязательно правда, но определенно полезно. Маловероятно, что она еще раз свяжет себе руки прежним обещанием. Более того, «Наша Украина», скорее всего, не сможет вступить в коалицию с ней, если она не даст заслуживающих доверия гарантий не начинать еще одну кампанию реприватизации.
...Реакция Кремля, скорее всего, станет еще более острой, если Тимошенко не откажется от своего предвыборного обещания порвать газовое соглашение с Россией и сделать «РосУкрЭнерго» транспарентной. Хотя с Юлией нельзя строить прогнозы. Выступая в сентябре прошлого года на программе радиостанции «Эхо Москвы», она поздравила россиян с их «замечательным» президентом.
Как бы ни стали развиваться события, Украина является демократией, тогда как Россия — нет. Следовательно, Кремлю затруднительно понимать Украину. Представителям авторитарной власти непонятно ничто из того, что делают украинские лидеры для удовлетворения потребностей тех или иных групп избирателей, и если какие-то украинские шаги не нравятся Кремлю, они воспринимаются как продиктованные Вашингтоном и соответственно критикуются.
Российская риторика такого сорта только лишь толкает Украину в объятия Запада, а поскольку ЕС не готов ее принять, Украине придется еще быстрее бежать в НАТО, причем не по причине заигрывания с ней Запада, а по причине ее запугивания Россией.