Госпитализация бывшего российского президента стала для него своеобразным тестом на влиятельность. В течение суток ведущие российские телеканалы и интернет- издания посвящали болезни Ельцина главные места в подборках новостей, пытались поговорить с врачами берлинской клиники, направили в немецкую столицу своих европейских корреспондентов. Действительно, состояние здоровья Ельцина — важный фактор российской политической жизни. Без него группа, которую обычно называют в этой стране «семьей», вряд ли будет чувствовать себя настолько уверенно. Наверно, именно поэтому перед будущей госпитализацией первый президент России старался как можно чаще появляться перед публикой. Ельцин, которого не было видно и слышно несколько месяцев, принял участие в юбилейном саммите СНГ — и был награжден своим наследником орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени. Потом можно было увидеть экс- президента на приеме в честь дня российской конституции — он пришел с женой и дочерью, и они заняли почетные места между главой администрации и патриархом... Все было сделано, чтобы продемонстрировать влияние Ельцина. На 10-летии СНГ он говорил о роли администрации президента в жизни страны. На приеме в честь дня конституции говорил уже Путин, однако Ельцин позволил себе одобрительно воспринять слова наследника о невозможности изменений в конституции и увеличения срока полномочий главы государства...
Возможно, в окружении Ельцина помнили, что пять беспроблемных лет, которые обещал экс-президенту американский кардиохирург Майк Дебейки после знаменитой операции аортокоронарного шунтирования, подходят к концу. И могут возникнуть новые серьезные проблемы со здоровьем. А это значит, что стоит напомнить о возможностях Ельцина хотя бы тогда, когда это возможно.
Кажется, эта тревога «семьи» была преувеличенной. Немецкие врачи говорят об удовлетворительном состоянии здоровья своего знаменитого пациента, Ельцин пробыл в Берлине всего несколько дней. И все- таки опять возникает вопрос, на который пока что нет точного ответа: а как российская политическая система будет функционировать без Ельцина? Какими будут отношения между главными действующими лицами, между ведущими группировками? Кто возьмет на себя роль, которую сейчас без особой рекламы играет Ельцин — роль советника, к которому нельзя не прислушиваться и арбитра, с которым нельзя не согласиться? И может ли российская политическая система вообще существовать без такого арбитра?