Завершилась передислокация самого большого за всю историю миротворчества Украины контингента в Южный Ливан. Минимум полгода 650 военнослужащих Вооруженных сил Украины будут находиться здесь с миротворческой миссией. Третьему специальному инженерному батальону под командованием полковника Олега Хавронюка предстоит выполнять самую ответственную и опасную работу — подготовку позиций для миротворческих сил ООН. Корреспондент «Дня» обратился к временному поверенному Украины в Ливанской Республике Сергею КАМЫШЕВУ с просьбой рассказать о роли и месте этой страны в ближневосточной политике, а также о положении наших миротворцев в Ливане и возложенной на них миссии.
— Какое место занимает Ливан в ближневосточной политике Украины?
— Развитие двусторонних широкомасштабных связей с Ливаном является одним из приоритетных направлений политики Украины в этом регионе, ее важной составляющей. От того, насколько успешно будут развиваться наши отношения с этим государством Ближнего Востока, признанным финансовым центром арабского мира, в значительной степени зависит успех всей ближневосточной политики Украины.
Значение Ливана не только для Украины, но и для всего мира отнюдь не определяется размерами территории (Одесская область занимает большую площадь). Об этом свидетельствует, в частности, наличие около 80 дипмиссий иностранных государств и 15 представительств международных и региональных организаций.
Несмотря на тяжелые экономические и социальные последствия гражданской войны, которая продолжалась с 1975 по 1990 год, и более чем 20-летнее пребывание страны в состоянии войны с Израилем, Ливан был и остается одним из самых больших финансовых центров не только на Ближнем Востоке, но и во всем мире. Сегодня в Ливане эффективно функционируют около 100 банков мирового уровня, осуществляется чувствительный отток капиталов в Ливан из стран Персидского залива, Гонконга. Объем финансовых операций, которые осуществляются в Ливане, по оценкам специалистов, составляет сотни миллиардов долларов в год. Принятие Ливаном в свое время достаточно либерального банковского законодательства превратило эту страну в «ближневосточную Швейцарию».
После вывода израильских войск из Ливана и вероятного установления мира между Израилем и Сирией, следует ожидать резкого подъема деловой активности в странах Леванта (Ливан, Сирия, Иордания) в условиях их будущего экономического сотрудничества с Израилем после более чем 50-ти лет конфронтации.
— Что можно сказать о состоянии и перспективах украинско-ливанских отношений?
— Эти отношения развиваются довольно динамично как в политической, так и в экономической сферах. Ливан был одной из первых арабских стран, в которых открылось посольство Украины — в августе 1995 года. Сегодня между нашими странами нет политических или экономических разногласий, которые могли бы помешать развитию двусторонних отношений.
На протяжении последних лет Ливан остается одним из наиболее активных экономических партнеров Украины среди арабских стран. Объем торгового оборота в течение последних трех лет поддерживается на уровне $150-160 млн. Среди арабских стран это второй-третий показатель после Сирии и Египта.
— Вероятно с прибытием украинского миротворческого контингента на юг Ливана в посольстве Украины в Бейруте добавилось работы?
— Безусловно! Хотя и до прибытия миротворцев ее хватало. В отличие от российского посольства, в котором работает 30 человек, в нашем трудится только пять. Потому на решение огромного объема задач уходит по 10-12 часов в сутки.
Посольство проводит целенаправленную работу с ливанскими средствами массовой информации с целью создания в информационном пространстве этой страны благоприятной психологической и политической атмосферы вокруг украинских миротворцев и их будущей деятельности. С помощью украинского посольства прибытие в Ливан 27 июня этого года передового отряда украинского миротворческого контингента широко освещалось в ливанских СМИ. Во всех газетных публикациях подчеркивалось, что наши военнослужащие будут выполнять наиболее ответственную, сложную и опасную работу — подготовку позиций для миротворческих сил ООН (ЮНИФИЛ), а также прокладку дорог, строительство мостов и других объектов инфраструктуры, необходимых для местного населения. Отмечалось, что это станет первым шагом на пути к восстановлению юга Ливана.
Очевидно, что укрнинжбат будет оставаться в Ливане достаточно долго. Ведь все 22 года израильской оккупации здесь устанавливались мины, причем не только израильтянами, но и другими участниками боевых действий. По предварительным оценкам, в этом районе насчитывается около 130 тысяч взрывоопасных предметов. Не надо забывать и о неразорвавшихся бомбах и снарядах, также представляющих реальную угрозу жизни местного населения.
Уже сегодня медицинский пункт батальона, в котором работают опытные врачи, в случае необходимости готов оказывать безотлагательную бесплатную медицинскую помощь населению. Устанавливаются прямые контакты с местными властями и населением.
— С какими бытовыми проблемами столкнулись наши солдаты и как эти проблемы будут решаться?
— На первом этапе определенные проблемы будут. Связаны они прежде всего с тем, что, по условиям так называемого «мокрого лизинга», украинские миротворцы должны расположиться и обустроить свой быт не за счет ООН, а собственными силами. Поэтому первые два-три месяца ребята будут жить без кондиционеров, в палатках. Понимая сложность решения этих вопросов, посольство помогает привлекать для этих целей спонсорские деньги. В последующем все затраты Украины, связанные с обустройством и деятельностью миротворческого батальона, будут компенсированы.
Некоторое время наши миротворцы будут находиться в условиях так называемого «информационного голода». К сожалению, сигналы украинского радио и телевидения сюда не доходят. В этой связи посольство приняло решение по мере возможности доставлять личному составу определенное количество газет и информационных бюллетеней. Силами политической секции дипмиссии планируется проведение регулярных брифингов с освещением ситуации в Украине, а также стране пребывания и регионе.
— Известно, что движения «Хезболла» и «Амаль» имеют большой авторитет у мусульманского населения Ливана и сегодня реально контролируют ситуацию на юге страны. Каким образом будут осуществляться контакты между укринжбатом и их представителями?
— Недавно в беседе со мной командующий ЮНИВИЛ генерал Обенг подчеркнул, что международные миротворческие силы имеют конструктивные и деловые отношения со всеми политическими и религиозными конфессиями на юге Ливана, в том числе — с «Хезболла» и «Амаль». Я уверен, что укринжбат будет укреплять эту традицию, прежде всего путем установления непосредственных контактов с руководством этих организаций.
— Каким образом палестинская проблема переплетается с ливано- израильским конфликтом?
— Самой болезненной внутриполитической проблемой в Ливане после вывода израильских войск с юга страны остается проблема палестинских беженцев. На 4 миллиона местного населения их приходится 360 тысяч. Постоянно существует угроза, что они начнут вооруженную борьбу за возвращение в Палестину (Израиль). Очевидно, что правом возвращения могут воспользоваться далеко на все палестинские беженцы из-за большой плотности населения как в Израиле, так и на территориях Палестинской Национальной Автономии. С учетом этого обстоятельства возникает вопрос о переселении палестинских беженцев в другие страны мира по их желанию. Эта проблема рассматривалась на недавних переговорах Эхуда Барака и Ясира Арафата в Кемп-Дэвиде.
— Работая долгое время с дипломатической миссией в том или ином государстве, поневоле начинаешь симпатизировать стране пребывания...
— Действительно, продолжительное пребывание в том или ином государстве, знакомство с его народом, историей, культурой, традициями откладывают отпечаток на сознание и поневоле формируют положительное к ним отношение. Поэтому, скажем, риск стать на сторону Ливана в ливано-израильском конфликте есть. Но дипломатическая работа требует абсолютной беспристрастности и объективности в оценке событий и при принятии решений. Поэтому у сотрудников посольств Украины во всех странах есть очень простое и надежное правило: где бы мы ни находились, в Ливане, Израиле или любой другой стране, мы всегда занимаем украинскую позицию, исходим, прежде всего, из интересов нашего государства.