Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сергей ПЕРЕСУНЬКО: Украина не должна быть святее Папы Римского в развитии внешнеэкономических связей

30 марта, 2000 - 00:00

Из 57 тысяч работавших в Ираке советских специалистов 36 тысяч были выходцами из Украины. 70 процентов всего объема выполненных работ, оцененного в $34 млрд., приходились на Украину. Сейчас это сотрудничество прекратилось из-за принятых в 1991 году Советом Безопасности ООН санкций против Багдада. Тем не менее в Украине отдельным политическим силам это не мешает выступать в пользу развития украинско-иракских отношений. Председатель партии Социал-демократического союза (СДС) Сергей Пересунько согласился поделиться своими мыслями по поводу улучшения сотрудничества с Багдадом.

— Сергей Иванович, после своей поездки в Ирак вы выступили фактически с сенсационным заявлением о налаживании экономических связей с Ираком. Существуют ли реально перспективы украинско-иракского сотрудничества? Готовы ли мы к нему?

— Это не фактически — это действительно сенсационное заявление. Я абсолютно уверен, что перспективы развития украинско- иракских отношений есть. И они слишком большие, чтобы о них не говорить. Прежде всего Ирак может решить нашу главную проблему по обеспечению страны энергоносителями. Пока основную часть нефти мы вынуждены покупать в России, таким образом попадая в зависимость от этой страны. На высшем властном уровне Украины уже давно обсуждается вопрос поиска альтернативных стран-поставщиков. И тут нам может пригодиться Ирак. И дело в том, что не только Ирак нужен Украине, но и Украина нужна Ираку. Мне пришлось видеть простых иракцев, очень страдающих из- за санкций СБ ООН. Им не хватает самого жизненно необходимого — продовольствия, медикаментов. В этом плане именно Киев мог бы помочь Багдаду. Тем более, что ооновская программа «Продовольствие в обмен на нефть» вовсе не отрицает такого сотрудничества. Хочу обратить внимание, что сегодня в Ираке работают компании всех самых развитых стран мира. Чего бояться нам? Здесь же, в Ираке, функционируют восемьдесят российских компаний. Раньше Ирак действительно относился к Украине с обидой и предубеждением из- за того, что Киев не поддерживает Багдад открыто в борьбе за отмену санкций. Между тем Украина вполне могла бы требовать от мирового сообщества отмены санкций против Ирака, помогая тем самым обедневшим иракцам, а заодно и украинскому народу. Согласно подсчетам иракских экономистов, мы можем иметь с Ираком только товарооборот на $ 38 млрд. Ближневосточный рынок выгоден для нас еще и тем, что в Европе наши товары сейчас абсолютно не нужны. В Ирак мы могли бы поставлять не только новое оборудование, но и запчасти к изношенной технике.

— Для нас Ирак более выгоден как рынок сбыта или как поставщик товара?

— И как рынок сбыта, и как поставщик. Я считаю, что это паритетное условие. Хотя, в первую очередь, нам все-таки нужна их нефть.

— Как я понял из ваших слов: для Украины выгоден Ирак именно потому, чтобы избавиться экономического (возможно, и политического) давления со стороны России. Уверены ли вы, что Ирак не откажется от сотрудничества с нами под влиянием России? Как-никак Москва и Багдад — партнеры уже не первый день и год, в отличие от Киева...

— Думаю, не откажется. Дело в том, что Россия на сегодня не смогла выполнить целый ряд договоренностей с Багдадом. Ирак, конечно же, этого не может не замечать. Поэтому он и ищет сейчас других партнеров. Мы, конечно, должны учитывать интересы и Соединенных Штатов, и России, но думать при этом о своих людях. Мы не должны быть святее Папы Римского и целомудреннее непорочной девушки... Это должны понимать и те, кто будет не очень доволен нашими отношениями с Ираком, и те, кто ставит свои личные интересы выше интересов народа Украины.

— Готовит ли Украина сейчас базу для экономического сотрудничества с Ираком в случае отмены Советом Безопасности ООН санкций? И не останемся ли мы, в конечном счете, в стороне?

— Думаю, не останемся, если возьмемся за дело уже сейчас. Я не понимаю, чем вызван наш страх перед санкциями... Мы же не будем нарушать какие-либо международные нормы. Почему мы до сих пор не основали в Багдаде свое посольство? Великобритания, скажем, не боялась, Турция не боялась, Польша, официально представляющая в Ираке Соединенные Штаты... Почему члены НАТО могут спокойно там работать, а Украина — нет. Санкции рано или поздно будут отменены. Здравый смысл победит: простой народ не должен страдать из-за чьих-то ошибок. Может ли быть гарантией развития украинско-иракских отношений поездка нашей партии в Багдад? Конечно, не может. Но мы взяли на себя политический риск сказать о том, что нам нужно менять политический курс страны. Налаживать новые контакты в пользу своего народа.

— Сергей Иванович, почему именно СДС был приглашен в Ирак: все-таки партийная палитра Украины далеко не бедная?

— Вопрос довольно деликатный. Но очевидным остается одно — не мы напросились в Ирак, а нас пригласили, иракцы решили первыми протянуть руку для двустороннего экономического сотрудничества. Если бы протянули ее государственным служащим, то возникло бы немало вопросов со стороны международных структур. Вполне логичным было приглашение политической партии, которая сможет потом передать всю предоставленную информацию руководству Украины.

— Исходя из ваших слов, у Украины проблемы с внешнеэкономическими связями исключительно из-за ее неумения их налаживать, находить. Возможно, эта проблема внешних связей, действительно, надумана или преувеличена...

— Нет, проблема есть и ничуть не преувеличена. Стала же она результатом внутреннего экономического положения нашего государства. Мы знаем, что сейчас к нам не стремятся инвесторы, мы знаем, что иностранцы отказываются сотрудничать с нашими бизнесменами, правительственными структурами. А почему? А потому, что Украина не создала у себя внутри атмосферу, которая бы привлекла того же инвестора, гарантировала ему получение прибыли. Поэтому и включена Украина в так называемую группу риска. Только европейское законодательство, только связи — на данном этапе с Ближним Востоком — помогут нам сделать стремительный рывок в экономическом развитии.

— По вашему мнению, Украина уже готова отстаивать свои экономические интересы, в частности, в отношении Ирака?

— Если и не готова, то уже пришло время быть готовой. Развитые страны мира, выступающие за санкции против Ирака, спокойно там работают. Большое количество иракской нефти идет в США, в Канаду... Почему мы не можем поступать так же, если не будем нарушать международное право? А если кто-то попробует помешать, тогда нам стоит спросить, почему к нам такое предубежденное отношение? Почему нам не позволяют зарабатывать себе на хлеб? Почему мы не должны заботиться о своих гражданах? Я думаю, у нас есть полное моральное право говорить об этом. Мы должны ради самовыживания принимать какие-то самостоятельные взвешенные решения. Просто нам нужно немного выше держать свою голову.

Интервью взял Сергей СОЛОДКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ