Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Шаг навстречу – пять в уме?

Европарламент рекомендовал ЕС пойти на приостановку санкций в отношении некоторых белорусских чиновников
10 октября, 2008 - 19:47

9 октября Европарламент принял резолюцию по Беларуси, в которой говорится, что недавно прошедшая парламентская кампания в этой стране, «несмотря на большие надежды и небольшие улучшения», не была демократичной. Новый парламент, по мнению евродепутатов, имеет «сомнительную демократическую легитимность». От себя добавим, что из 110 депутатских мандатов представителям оппозиции не достался ни один. За принятие этой резолюции проголосовало 597 депутатов, 31 — против, 22 — воздержались. Кроме того, авторы документа обратились к белорусским властям с просьбой внести необходимые изменения в избирательное законодательство, уважать права человека и отменить смертную казнь. Высший законодательный орган Европейского Союза специально отметил решение Минска пока не признавать независимость Южной Осетии и Абхазии, а также призвал все ведущие европейские структуры продолжить диалог с Беларусью, для чего будет разработана соответствующая «дорожная карта». Но самое главное — Европарламент предложил на полгода приостановить действие санкций в отношении «тех белорусских чиновников, которые не причастны к нарушениям демократических стандартов выборов, с тем, чтобы дать возможность белорусским властям отменить новый закон о СМИ, который пока не вступил в силу». Любопытно, что в то же самое время, когда принималась резолюция Европейского парламента, Нижняя палата парламента белорусского во втором чтении приняла именно этот самый законопроект... Председатель Нижней палаты — Вадим Попов — незадолго до вынесения Европарламентом резолюции по Беларуси публично выразил свои надежды на то, что «окончательное заключение будет сделано в русле укрепления нашего дальнейшего взаимодействия, признания выбора и воли народа как важнейших ценностей демократии». Напомним, что теперь на территорию стран Евросоюза запрещен въезд 41 чиновнику из Беларуси, среди которых фигурируют сам президент, председатель Центризбиркома, министры, замглавы президентской администрации и пр.

На первый взгляд, в итоге остались недовольными все заинтересованные стороны. Европа, мол, ждала гораздо большего от этой парламентской кампании, держа в уме неоднократные заявления Александра Лукашенко, что «эти выборы будут абсолютно честными и прозрачными». Сам Лукашенко откровенно рассчитывал на международное и, в первую очередь, европейское признание нового парламента. Более того, в противном случае грозил разорвать всякий диалог с Европой. Оппозиция, по мнению отдельных ее представителей, вообще осталась не при делах. После крайне неуклюжих телодвижений в конце избирательной гонки (бесконечные шараханья от бойкота к участию в выборах и обратно) и массовых нарушений властями избирательного законодательства она оказалась абсолютно не представленной в новой Палате представителей. И несмотря на все это, Европа «заигрывает с режимом» — идет на частичную отмену санкций в отношении некоторых белорусских чиновников. Но это только на первый взгляд.

ЕВРОПА НЕ ХОЧЕТ ОТДАВАТЬ БЕЛАРУСЬ РОССИИ

Действующий председатель ОБСЕ, глава МИД Финляндии Александр Стубб, на днях встречавшийся с Александром Лукашенко, сделал довольно оптимистичные заявления в отношении теперешней Беларуси и прошедшей парламентской кампании: «Мы чувствуем, что после кризиса в Грузии баланс двинулся на Восток. Внутри Европейского Союза правильные настроения, что Беларусь движется в правильном направлении. Это основной подход, который я привез в Беларусь. Выборы — это чувствительный вопрос. Никто не может отбросить того, что были позитивные изменения в 2008 году по сравнению с 2000-м и 2004 годом». Только немногие европейские лидеры считают, что Беларусь образца 2008 года ничем не отличается от Беларуси, к примеру, образца года 2007-го. К одним из этих немногочисленных скептиков принадлежит президент Польши Лех Качиньский, который во время своей недавней встречи с главой непризнанного Союза поляков в Беларуси Анжеликой Борис заявил, что «в Беларуси не произошло никакого улучшения политической ситуации». Тональность высказываний других европейских лидеров и аналитиков приблизительно сводится к следующему: тактика фактической изоляции Беларуси (после 1997 года страна была лишена права представлять свои интересы, хотя бы в урезанном виде, даже в ПАСЕ) потерпела крах. После того, как Александр Лукашенко выпустил из застенков всех политических заключенных, надо, мол, пойти ему навстречу. Тем более, европейские и белорусские аналитики прекрасно видят желание России максимально приблизить (а то и присоединить к себе) геополитически важную Беларусь. «У Европы в данной ситуации просто нет другого выбора, — считает аналитик Андрей Федоров. — Она видит российские стремления вернуть под свой контроль постсоветское пространство и пытается не дать Москве возможности это сделать, в том числе и в отношении Беларуси. В принципе, есть выбор между плохим и очень плохим — фактической потерей независимости Беларуси и проблемами, связанными с состоянием демократии в этой стране». Кстати, в экономическом плане Европа точно так же заинтересована сотрудничать с Беларусью, как и последняя с Европой. Посему последние годы наблюдается резкий рост товарооборота Беларуси с ЕС.

ВЛАСТЬ СОГЛАСИЛАСЬ ДЕЛАТЬ РАБОТУ НАД ОШИБКАМИ

Вся довольно агрессивная риторика белорусского лидера в отношении Евросоюза накануне выборов — не признаете новый парламент, навсегда уйду из вашей «песочницы» — после их окончания сошла на нет. Более того, белорусские власти даже заявили, что готовы «работать над ошибками». А сам Лукашенко в ответ на вышеприведенные слова Стубба заявил буквально следующее: «За сказанное вами мы готовы проголосовать, чтобы вы были пожизненным председателем ОБСЕ. Вы первый западный политик, который открыто, объективно, публично сказал о Беларуси. Если Европа сделает два шага, то Беларусь сделает пять шагов». Правда, что это будут за шаги, пока не уточняется.

Политолог Сергей Николюк для нашей газеты так прокомментировал метаморфозы поведения белорусского президента: «Александр Лукашенко — «тертый калач» в большой политике. Он видит, чем обернулись недавние резкие выпады высшего руководства России против Запада. Российской финансовой системе приходит, что называется, полный коллапс. Глупо рассчитывать на западные инвестиции и при этом чехвостить в хвост и гриву западных партнеров. У нас к тому же нету нефти и газа. Существует большая экспортная зависимость от европейских партнеров. Посему в данном случае срабатывает абсолютно железная логика: зачем лишаться уже имеющихся наработок и активов, когда можно рассчитывать на большее? Вон даже стоимость шенгенских виз для рядовых белорусов по предложению тех же европарламентариев могут уменьшить с 60 до 35 евро. К тому же, российские объятия хоть и дружеские, но очень уж они получаются крепкими. А наш президент представляет себя единоличным лидером только независимой страны». Правда, по мнению Николюка, если россияне поставят ультиматум: или признание независимости Южной Осетии и Абхазии, или «гудбай» дешевым ценам на газ, Александр Лукашенко, скорее всего, выберет первое. «Но при этом он все равно не откажется от возможности сотрудничества по всем позициям с Западом. При этом ставятся во главу угла экономика и различные образовательные программы. Но с чего-то надо же начинать стране, находящейся в центре Европы?» — отметил Николюк.

Оппозиция рассчитывает на партнерство в переговорах между Минском и Брюсселем.

Большинство оппонентов действующей власти, по большому счету, согласны с теперешней политикой евроструктур в отношении Беларуси. К примеру, бывший единый кандидат в президенты от единой оппозиции на выборах 2006 года Александр Милинкевич убежден, что «нет альтернативы диалогу», под которым понимается установление полноценных отношений с Евросоюзом. Но при этом он считает, что действие санкций надо лишь приостановить, чтобы власти поняли, что в случае новых нарушений эти санкции могут вернуться. Еще один бывший кандидат на высший государственный пост в стране на выборах 2006 года, недавний политический узник Александр Козулин замечает, что в диалоге Беларуси с Европой демократические силы должны участвовать только в качестве полноценного субъекта. Конечно, противоречий во взглядах всех заинтересованных сторон на нормализацию отношений ЕС и Беларуси хватает. Но в чем абсолютно едины на данный момент ПАСЕ, власти Беларуси и белорусская оппозиция, так это в том, что снижение стоимости шенгенских виз для белорусских граждан и упрощение процедуры их получения ускорят демократизацию страны.

Александр КОКТЫШ, специально для «Дня», Минск
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ