«Израиль хочет — в действительности, ему отчаянно необходимы — мир и стабильность на Ближнем Востоке, и мы продолжим делать все, что в наших силах для того, чтобы достичь этого. Но мы не можем достичь этой цели в одиночку, не говоря уже о том, чтобы вести переговоры с теми, в чьей идее об устойчивом и мирном Ближнем Востоке нет места для Израиля».
Эти слова лауреат Нобелевской премии мира Шимон Перес опубликовал еще перед его избранием президентом страны, состоя на посту заместителя премьер-министра Израиля. В них выражено основное стремление и проблема, которые определяют внешнюю политику этого государства.
Путь к президентской должности у 84-летнего Шимона Переса был длинным и нелегким. Но все же, после около 60 лет на лидирующих позициях он стал девятым президентом Израиля. И хотя в парламентской республике эта должность считается декоративной, она достаточно почетная.
Излюбленный ученик Бен-Гуриона, с которым он встретился еще в 17-летнем возрасте, в 25 — уже командующий ВМС, а в 30 — занимает должность генерального директора Министерства обороны. Именно Шимон Перес, которого считают миротворцем №1, сыграл главную роль в формировании оборонной и электронной промышленности Израиля, а также в реализации атомного проекта. С 1959 года до последнего времени он депутат Кнессета. Был членом и главой Партии труда с 50-х лет и к декабрю 2005 года, когда перешел в новообразованную партию Ариэля Шарона «Кадима». От нее же он был избран в Кнессет на выборах 2006 года.
Вместе с тем, Шимон Перес поэт, писатель и переводчик. Первые стихотворения он написал еще в 9-летнем возрасте в польском городке Вишнево (сейчас — Беларусь), откуда он родом. В Израиле он выдал под женским псевдонимом серию репортажей « Из дневника женщины», которые вызвали позитивные отзывы литературных критиков. Сегодня же он — автор двенадцати книг и многих переводов, в частности Набокова, которого особенно ценит. Перес знаком с Евтушенко и Вознесенским, Рыбаковым и Солженицыным.
Главного книголюба Кнессета, как иногда его называют, одни обвиняют в мечтательности и утопизме, другие — в интриганстве. Но кредо Переса, сформулированное еще в конце 50-х, актуально и сегодня:
«Территорию Израиля в длину добыли его солдаты и крестьяне. Своей территории в ширину он лишен из-за наличия арабских стран. Высота Израиля — в достижениях его ученых и инженеров, системе образования и общем интеллектуальном уровне».
На своем политическом пути Шимон Перес допускал и ошибки. Одной из главных была недооценка большой иммиграционной волны начала 90-х годов. «Когда в конце перестройки его предупреждали о «чемоданных» настроениях советских евреев, ответом было: «глупости». Эти «глупости» отозвались ему во сто крат. Особой популярности среди выходцев из СНГ Перес не получил, и преимущественно потому, что для «русских» евреев он — олицетворение заносчивой элиты, причем элиты левой, — пишет Михаил Гольд. — При подобном подходе не спасают даже попытки говорить по-русски в ходе предвыборной кампании — трюк, активно использовавшийся всеми израильскими политиками».
Однако, хотя Перес проигрывал парламентские выборы целых шесть раз, он занимал должности премьер-министра (исполняющим обязанности в 1977 году, а потом премьером в 1984—1986 и в 1995— 1996 годах) и министра иностранных дел (сначала в 1992, а потом в 2001—2002 годах). Именно в 1992-м, решив заключить мир с Организацией освобождения Палестины, он превращается в политика мирового уровня. В 1994 году за усилия по налаживанию мира на Близком Востоке, которые увенчались соглашениями, подписанными в Осло, он вместе с Ицхаком Рабином и Ясером Арафатом удостаивается Нобелевской премии мира.
Должность вице-премьера в правительстве Ехуда Ольмерта, которую он занимал в последнее время, не давала ему полной возможности реализовать свои идеи. Как, в конечном счете, и не даст должность президента страны. Однако, без сомнения, Шимон Перес максимально воспользуется ею для популяризации и воплощения в жизнь собственного видения развития страны — пути высоких технологий, достижения компромиссов в спорных вопросах с соседями и мирного сосуществования. Это видение он изложил, в частности, в статье, которую недавно опубликовал Проект Синдикат. Приведем отрывок из нее:
«Было время, когда Организация Освобождения Палестины (ООП) занимала позиции, которые были такими же, как сейчас занимает Хамас. Потом ООП изменилась. Если сегодняшнее палестинское руководство изменит свою позицию, с нашей стороны не будет никаких проблем. Мы ничего не будем иметь против переговоров. Мы за переговоры. Мы за «решение об образовании двух государств». Мы принимаем «карту дорог» на Ближнем Востоке. Террор — вот мы против чего.
Однако, вопрос, по которому мы не может достичь соглашения — это «право на возвращение» для палестинцев. Если бы такое право было признано, то вместо еврейского большинства было бы палестинское большинство, что означало бы конец еврейского государства. Это демографический, а не религиозный вопрос: арабское государство — это государство, в котором арабы составляют большинство, а еврейс кое государство — это государство, в котором евреи составляют большинство. Действительно, «право на возвращение» противоречит самой идее о решении об образовании двух государств, поскольку это означало бы одно государство — палестинское государство. Никто в Израиле не примет этого».
«Несмотря на сегодняшнюю неблагоприятную ситуацию, путь к стабилизации Ближнего Востока все еще идет через совместные экономические проекты. Даже сейчас Израиль планирует построить новый «коридор мира», который будет включать иорданцев, палестинцев и нас. В рамках этого проекта мы стремимся остановить обезвоживание Мертвого моря, построить совместный аэропорт и совместную водяную сеть с Иорданией и развить инфраструктуру туризма».
По мнению премьер-министра и главы партии «Кадима» Ехуда Ольмерта, «вклад Переса в политическую жизнь Израиля огромен». Шимон Перес, по его словам, «является настоящим символом Израиля, олицетворяющим собой стремление к миру и к научному развитию».