Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Шпаргалка для господина Аппатурая

14 апреля, 2008 - 19:55

На днях представитель НАТО Джеймс Аппатурай проявил обеспокоенность высказыванием главы МИД РФ С. Лаврова, что Россия сделает все, чтобы не допустить вступления Украины в НАТО, а также отсутствием объяснений, относительно того, что имеется в виду под словом «все».

Конечно, полный и адекватный ответ на поставленный вопрос может дать только МИД России, если посчитает нужным раскрывать детали такого рода деятельности.

И все же, чтобы хоть в какой- то степени помочь господину Д. Аппатураю понять содержание возможных угроз, и не выглядеть предубежденным, воспользуемся взглядами одного из современных теоретиков российского византизма А. Малера, который длительное время занимается проблемой теоретического аргументирования путей и методов восстановления российской империи. В своей статье под красноречивым заголовком «Семь шагов к империи», он раскрывает содержание и направленность действенной, по его мнению, российской политики относительно бывших советских республик и, в первую очередь, Украины.

В позиции автора бросается в глаза рассмотрение Украины не как суверенного государства, а как страны-призрака, которая должна быть интегрирована в состав России (не правда ли совпадает с высказываниями достаточно влиятельных чиновников?).

В качестве одного из шагов на международной арене, А. Малер предлагает «требовать от своих геополитических соперников реальных прав на возврат своих сфер влияния в обмен на невмешательство во внешнюю политику этих соперников по отношению к другим территориям». Этакий современный вариант Пакта Молотова—Рибентропа.

Важной, действенной, и, к тому же дешевой в системе отношений на постсоветском пространстве, считается организация в соседствующих с Россией государствах промосковского движения, которое опиралось бы на низовые гражданские структуры, студенчество и стихийных бунтарей. При необходимости единое промосковское движение должно создать необходимую массовку для серии пророссийских бархатных революций. Кроме местного актива к акции предлагается привлекать российские ресурсы (от «медвежат» до молодежного отделения «Семья»).

Реализации задания полного возвращения Украины в лоно России, по мнению господина Малера, должно быть подчинено и культурное влияние с его русскоязычной составляющей, где важную роль будет играть Российская православная церковь Московского патриархата, которая в состоянии нести идеологическое аргументирование необходимости интеграции.

Довольно подробно рассматривается такая форма влияния, как политика «управляемых конфликтов». Установка делается на то, что «Москва должна начать выступать главным и самым эффективным арбитром во всех внутренних конфликтах на соседних с Россией территориях. Для этого можно использовать как официальные дипломатические средства, так и технологию «низового» культурно-экономического влияния. Таким образом, Москва становится основным центром силы, и, как следствие, основным центром легитимности власти в эпоху смутных времен: население постсоветских стран начинает догадываться, что вся их «независимость» — это временная игра в большую политику, и что единым источником легитимности остается Россия, и интеграция с ней — это вопрос времени».

Принимая во внимание важное место российского промышленного и финансового капитала в украинской экономике, господин Малер считает, что чрезвычайно уязвимым фактором влияния на Украину может стать экономический, как фактор политики «последнего аргумента», которую можно сравнить разве что с использованием оружия массового поражения: это перекрытие основных потоков хозяйственно- экономических ресурсов. По отношению к Украине — это знаменитое «перекрытие газа» и доступа ко всем возможным ресурсам.

Можно было бы проигнорировать господина Малера, тем более, что его статья писалась задолго до нынешних событий. Можно, если бы его позицию не разделяло большинство влиятельной российской элиты. Очевидно, что в арсенале средств воздействия есть территориальные претензии, дезинформация, подача специально дозированной информации об Украине в международных организациях, формирование у них точки зрения насчет вреда для Европы интеграции с Украиной и другие, о которых, вероятно, знает господин Джеймс Аппатурай. Возможность их использования определяется, в конце концов, соотношением того, кто что выиграет, а кто что проиграет. Думается, что вступление Украины в НАТО — это шаг к усилению безопасности и не только американской и западноевропейской, но и российской. Достаточно только посмотреть на эту проблему с другой точки зрения. Но этот вопрос другого материала.

Владимир ШЕВЧЕНКО, кандидат философских наук, Одесса
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ