Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сила против силы

Начатая Владимиром Путиным военная тревога у границ Украины все больше и больше захватывает мир
20 декабря, 2021 - 14:02
ФОТО REUTERS

Она стала одной из главных тем саммита Евросоюза, на котором прозвучали угрозы разрушительных санкций в отношении России в случае российской агрессии против Украины. Новый канцлер Германии Олаф Шольц, как и президент Франции Эммануэль Макрон, угрозами такого рода хотят заставить Путина начать реальные переговоры о разрядке напряженности вокруг Украины. Подобной разрядки от России потребовали в коммюнике саммита, пригрозив в противном случае возмездием. Там утверждается, что новое проявление военной агрессии России вызовет «крупномасштабные последствия и огромные издержки», но при этом возможные санкции не конкретизируются, поскольку их следует «согласовать с партнерами», очевидно, в первую очередь, с США и Англией. Да и среди европейских лидеров, как представляется, до сих пор нет единства, какие именно санкции надо принять против России. Тут достаточно радикально для германских политиков высказалась министр обороны Германии Кристина Ламбрехт, представляющая СДПГ, ведущую партию правящей коалиции. Она заявила, что в новый пакет санкций должны быть включены санкции против ближайшего путинского окружения, так как «те, кто несёт ответственность за агрессию, должны почувствовать последствия, для себя лично – например, они не смогут больше съездить на Елисейские поля в Париж за покупками».

Ну, положим запретом туристических поездок и шоппинга в Евросоюзе братьев Роттенбергов, Ковальчука, Дерипаску, Абрамовича и прочих особенно не напугаешь. А вот предполагаемые в этом случае заморозка активов и физический запрет на въезд в страны ЕС в любом качестве будут чувствительным ударом, поскольку резко ограничат для российских олигархов возможности по ведению бизнеса. Ламбрехт также прямо утверждала, что и «хорошо понимает опасения украинцев» в связи с концентрацией российских войск у украинских границ, поскольку Россия является агрессором по отношению к Украине. «Мы должны сделать всё возможное, чтобы остановить эскалацию. Это также включает угрозу жёстких санкций» - декларировала министр. Она в принципе не исключила отправку немецких солдат в Украину, отметив только, что прежде «мы должны исчерпать все варианты дипломатии и экономических санкций». Однако при этом министр обороны не стала уточнять, войдет ли в число «жестких санкций» остановка газопровода «Северный поток-2».

Зато германский министр экономики Роберт Хабек прямо назвал сооружение газопровода «геополитической ошибкой». А вот Шольц настаивает, что СП-2 – это «экономический проект, осуществляемый частными компаниями», и его запуску политики не должны мешать, хотя до сих пор и остаются в германском законодательстве некоторые юридические препятствия к его эксплуатации. Что ж, остается надеяться, что германские «зеленые», наиболее решительные противники «Северного потока-2» в правящей коалиции, найдут достаточно юридических поводов, чтобы похоронить проект. Между тем, Америка как будто настроена по отношению к СП-2 более решительно, во всяком случае, на уровне законодательной власти. До 14 января американский Сенат проголосует по предложенному сенатором-республиканцем Тедом Крузом законопроекту о санкциях против трубопровода, о чем достигнута договоренность с демократами. И у законопроекта есть шансы быть принятым, так как среди сенаторов-демократов тоже преобладает негативное отношение к СП-2.

Ламбрехт также заявила, что Запад должен вести переговоры с Россией, в том числе по поводу выдвинутых ей требованиях о гарантии безопасности, «но Россия не должна диктовать партнёрам по НАТО, как вести себя». Тем не менее, само согласие на такие переговоры – уже выигрыш для Путина, и он продолжает наращивать шантаж. Уже заместители российского министра иностранных дел начинают пугать Запад, что в случае, если российские предложения по нерасширению НАТО на Восток и не допущения его военной активности на постсоветском пространстве не будут безоговорочно приняты, то Россия начнет создавать «контругрозы» для Организации Североатлантического договора в любых регионах мира, т. е. вернется к полномасштабной «холодной войне» второй половины XX века. Уверяют легковерных западных обывателей, что альтернатива принятию российских предложений – только реализация военного сценария (западные политики в столь апокалиптическую перспективу обоснованно не верят).

В общем, Кремль ведет себя, как распоясавшийся гопник, от которого все шарахаются и который рассчитывает, что его вот-вот начнут умиротворять. На самом деле единственный правильный ответ НАТО и США на хамскую российскую инициативу, призванную породить соглашение в виде жуткого гибрида пакта Молотов – Риббентроп и Мюнхенского соглашения, это твердо заявить, что любые переговоры с Россией по вопросам безопасности могут начаться только после того, как российские войска будут отведены от украинских границ на сотни километров и будут ликвидированы созданные вблизи этих границ дополнительные склады техники и боеприпасов, что позволяет в короткий срок перебросить туда ударные части. Все это должно быть подтверждено объективными средствами контроля, прежде всего космическими. И надо не просто грозиться направить американские войска в страны Восточной Европы в случае российского вторжения в Украину, но уже сейчас послать дополнительные американские контингенты в Польшу, Румынию и страны Балтии. А заодно демонстративно поставить Украине очередную партию вооружений и боевой техники и объявить, что отныне никаких ограничений на поставки такого рода больше не существует.

В действительности путинский шантаж – это чистый блеф. То, что российские вооруженные силы превосходят американские или хотя бы равны им, существует только в реальности, созданной путинскими пропагандистами. В реальном мире боеспособность российских и американских войск – это примерно как плотник супротив столяра. Путин и его генералы и дипломаты это сознают, хотя на публике успешно играют роли безбашенных отморозков, чтобы было страшнее. И если подобные решительные меры будут предприняты Америкой и НАТО в целом, то путинский шантаж тотчас прекратится. В Москве поймут, что с ними не шутят и собираются на язык силы тоже отвечать языком силы. Западные военные наверняка понимают, что только так можно прекратить шантаж. И многие западные политики в глубине души с ними согласны. Но хватит ли у них решимости, в том числе противостоять напуганным обывателям?

Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ