Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Синдром жертвы

Адам МИХНИК: В Польше не принято говорить об обидах, нанесенных украинцам
15 апреля, 2003 - 00:00


Главный редактор самой тиражной в Польше «Газеты Выборчей» Адам Михник, в прошлом — диссидент, принадлежит к числу людей, чей моральный и интеллектуальный авторитет — бесспорный далеко за пределами польского общества. Михник принадлежит к тем, кому не безразлична Украина, который понимает ее проблемы, и кто может подняться над настоящим, чтобы, по его словам, «мыслить вперед». Именно поэтому его комментарий по поводу годовщины трагических событий 1943— 1944 годов на Волыни как никогда актуален. Как и все остальные, утверждает Михник, представители медиа-среды могут идти на компромиссы — но эти компромиссы должны иметь свои пределы. Одним из примеров подобного компромисса стал скандал с участием Михника, который он сам называет крупнейшим коррупционным скандалом в Польше, и к которому относится не без юмора (Михник записал предложение дать взятку в $17,5 млн., но не обнародовал записи, пока продолжались переговоры о вступлении Польши в ЕС).

— Годовщина трагедии на Волыни может стать очередным испытанием для общества украинского и польского. Каков ваш подход к этой непростой проблеме?

— Я считаю, что, во-первых, правду нельзя скрывать. У нас, поляков, очень тяжелые и драматические дебаты о Едвабном. Я считаю победой польской демократии, что здесь Польша смогла рассмотреть и увидеть свое непривлекательное лицо. Во-вторых — я считаю, что не мы, поляки, те могилы делали, и не нам их раскапывать. Нужно мыслить наперед, а не назад. В-третьих, я убежден, что любые спекуляции, любое провоцирование украинско-польских конфликтов направлено и против Украины, и против Польши. В-четвертых, я считаю, и я этим обеспокоен, что в Польше существует очень сильное сопротивление в политике, в исторической науке относительно того, чтобы говорить правду о том, какие большие обиды были нанесены украинцам Польшей и поляками. И я убежден, что годовщина событий на Волыни — это очень хороший повод для того, чтобы духовные, моральные, интеллектуальные авторитеты украинского народа сказали правду, сказали, что они сожалеют о том, что те события на Волыни имели место. Но одновременно я считаю, чтобы было бы фатальным, если бы это дело взяли в свои руки круги шовинистические, антиукраинские в Польше и антипольские в Украине. Это только повредило бы и нашим народам, и нашим государствам. Но правда о том, что там произошло, должна быть сказана. Это непросто. Но нужно выразить сожаление, что там были замучены невинные люди, которые не могли отвечать за польскую антиукраинскую политику перед войной.

— И украинцы тоже там погибали...

— Да. Но пропорции... Очевидно, это была война между соседями, а такие войны — самые страшные. И мне кажется, что для Польши существует проблема того, чтобы сказать, что было перед войной, как к украинцам относились в Польше. Другая польская проблема — акция «Висла» — как произошло, что невинных людей неожиданно вывезли, выселили из их домов.

Как мне кажется, духовные авторитеты должны сказать правду, неприятную для украинского общества.

У нас — и украинцев, и поляков — общая черта: синдром невинной жертвы. У нас историческое убеждение в том, что мы для всех были добрыми, а нас обижали. Это не является правдой ни в отношении поляков, ни в отношении украинцев.

— Как можно преодолеть этот синдром?

— Признать всю правду. Это наша — работников масс-медиа — ответственность. Я в «Газете» могу книгу напечатать из текстов на тему тех несправедливостей, которые украинцы натерпелись от поляков, целую книгу. Мы в «Газете Выборчей» считаем, что «Акция «Висла» — это принадлежит украинскому народу, но это касается прежде всего поляков. Это значит, что мы должны знать правду своей истории.

— Как в таком случае можно избежать определенного политического момента?

— Этого никогда не удастся избежать. Как мне кажется, ситуация сейчас способствует очень хорошим украинско- польским отношениям, и это очень хорошо, что нет конфликтов. Единственные конфликты касаются истории. Не будет лучшего момента, чтобы уладить это дело, чем сейчас. Украина нужна Польше. Польша нужна Украине. Когда же тогда справиться с этим делом, если не сейчас?

— Какая, на ваш взгляд, Украина нужна Польше?

— Я бы себе никогда не позволил оценивать украинское государство с позиции критика. Я сказал бы, что я смотрю на Украину взглядом украинского демократа. Все, что украинская демократия критически говорит об украинском государстве, мне очень близко. Я смотрю на Украину глазами профессора Брюховецкого, Юрия Андруховича, Оксаны Забужко — моих украинских друзей.

— На ваш взгляд, какова ответственность масс-медиа в этом моменте?

— Огромная. Мы, люди пера, работаем словом. Как говорил Розенцвайг, слово значит больше, чем кровь. Словом можно убить. Нужно быть очень внимательными, ведь у нас в руках нож. Ножом можно нарезать хлеб, а можно убить человека. У нас огромная ответственность, и мы должны сами быть своими исповедниками, когда подписываем к печати каждый текст, каждый номер. Эта ответственность — двухсторонняя, потому что нам нельзя никого обидеть, но и нельзя ничьей обиды пропустить. Что касается политической жизни, то мы не политики. Мы — люди, которые обязаны в публичной жизни защищать правду и свободу. И очевидно, что мы идем на компромиссы, как и все другие люди. Наши компромиссы должны иметь свои границы. Низкий поклон тем украинским медиа, тем журналистам, которые отважились говорить о деле Гонгадзе, пленках Мельниченко, деле «Кольчуг».

— Почему, на ваш взгляд, в Украине не было своей «Газеты Выборчей»?

— Потому что Украина была колонизированной страной, а не государством-сателлитом. По большому счету и та, очень интересная украинская элита — чудо, что она есть, ведь Украина подверглась такому страшному террору. После всех тех чисток, оккупаций, сталинского террора, после уничтожения цвета украинской интеллигенции в 30-х годах — там вообще ничего не должно быть. Это показывает силу и жизнеспособность украинского народа и украинской культуры.

Виктор ЗАМЯТИН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ