Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сирийский излом

Режим Асада стремительно приближается к краху
15 июня, 2011 - 20:11

Сирийская армия начала зачистку города Джиср эш-Шугур на севере страны.

В столкновениях с боевиками в нем уже погибло более 120 военных. Раннее сообщалось, что в дивизии, которой командует брат президента Башара Асада Махер и которая несет основную тяжесть борьбы с протестующими убито около 700 военнослужащих. Можно с большой уверенностью говорить, что страна погружается в полномасштабную гражданскую войну. В ней появились партизанские отряды, которые снабжаются уже несколько месяцев оружием из соседнего Ирака. Оттуда же просачиваются боевики экстремистских организаций. Пока их численность относительно невелика, так в основном они были направлены в Ливию. Жители города Джиср эш-Шугур и его окрестностей покидают свое жилье и спасаются в соседней Турции. За последние дни границу перешли 2,8 тыс. человек.

Действия и санкции Европы и США против высокопоставленных сирийских чиновников сами по себе носят пока больше декларативный характер. Но вот изменение позиции Турции — новость весьма неприятная для клики Башара Асада и его брата Мохера. Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, который всегда считался одним из самых преданных союзников президента Асада, обвинил власти Сирии в жестокости и бесчеловечности. По словам премьера, несколько дней назад он провел телефонный разговор с сирийским лидером и понял, что тот не осознает всю серьезность положения. «Ситуация в Сирии находится на грани гуманитарной катастрофы, а обещанные Асадом реформы так и не начались», — заявил Эрдоган. При этом он отметил, что Анкара поддерживает идею осуждения действий Дамаска в Совете безопасности ООН. Турецкий афронт оказался неожиданным как для европейских столиц, так и для Москвы.

Куратором, спонсором и вдохновителем оппозиционного движения в Сирии является Саудовская Аравия. Дамаск последнее время шел в фарватере иранской политики. Тегеран финансово поддерживал сирийский режим в обмен на лояльность. Были отмечены случаи непосредственного участия стражей исламской революции в боевых столкновениях с сирийскими оппозиционерами. Более того, из иранской столицы всячески поддерживают твердый тон сирийских властей в отношении протестующих. Это и понятно. В интересах Ирана удержать Башара Асада и его окружение у власти и тем самым обеспечить свое влияние не только в стратегически важной стране в восточной части Средиземного моря, но и контролировать через нее ход процессов на Ближнем Востоке и поддержание напряженности в отношениях Сирии и Израиля.

Соответственно, цели саудовцев прямо противоположные. Смена власти в Дамаске — это первый шаг к физической изоляции Ирана. На другом берегу Персидского залива с нескрываемой тревогой наблюдают за возрастающей агрессивностью иранского режима, попытками дестабилизировать обстановку в Бахрейне и в других эмиратах, в том числе и в самой Саудовской Аравии. Выбить Сирию из иранской колоды — давняя цель саудовцев. И, кажется, их цель близка как никогда. Отход Турции от поддержки сирийского режима новый важный козырь в руках саудовцев и дополнительная изоляция Асада. Если Анкара больше не поддерживает Дамаск, то параллельно усиливаются позиции Саудовской Аравии в соседнем Ливане, который вполне может стать ближней базой боевиков сирийской оппозиции.

Утверждения сирийских властей, что за событиями в стране стоят внешние силы, не лишены оснований. И главными действующими лицами такого вмешательства выступает саудовский принц Бандар и ливанский премьер-министр Саад Харири. Его отец Рафик Харири, в убийстве которого обвиняют сирийские спецслужбы, был известен своими коммерческими связями с высокопоставленными сирийскими военными. Именно Рафик Харири надеялся на их поддержку в осуществлении попыток расшатать существующую власть в Дамаске. По ряду причин это не удалось, и расплатой стало его убийство. Понятно, что его сын Саад никакой симпатии к Башару Асаду не питает и делает все то, что не успел отец. Учитывая, что Сирия и Ливан связаны, в первую очередь, экономически, как два сообщающихся сосуда, то ливанский след в текущих событиях не менее важен, чем прямой саудовский. Ведь родившийся в Эр-Риаде Саад точно также вписан в саудовский истеблишмент, как и его отец.

В обозримой перспективе деньги будут главным мотором сирийских событий. Санкции ЕС и США значительно ограничат финансовые возможности Асада. Они будут поступать из Ирана, но и Тегеран испытывает некоторые затруднения из-за санкций. Пока у него деньги есть, но будут ли они и дальше, остается вопросом. В этой части противники сирийского режима могут чувствовать себя гораздо уверенней. Саудовцы уже неоднократно показывали, что в случае необходимости за ценой и тратами не постоят. Да и не они одни. Ливийские оппозиционеры постоянно получают финансовую подпитку, даже закамуфлированную под продажу нефти, от эмиратов Залива, в первую очередь, Катара. Так что деньги есть и будут, а они кровь войны и ее движущая сила.

Обратим внимание на активизацию антисирийской кампании в международной прессе, подготовку Парижем и Лондоном очередной резолюции в Совете Безопасности ООН. Кстати, совет управляющих МАГАТЭ, эксперты которого ранее установили, что объект недалеко от сирийского города Дейр-эз-Зор, разбомбленный ВВС Израиля в 2007 году, был практически готовым ядерным реактором. Представители 17 из 35 стран — членов организации поддержали резолюцию, призывающую наказать Сирию за сокрытие информации о секретном ядерном реакторе. Китай и Россия, а также еще шесть стран высказались против. Но сам факт сирийских игр в атомные карты на фоне проблем с атомными проектами Ирана и Северной Кореи дополнительно содействует международной изоляции Дамаска.

Москва тоже проявляет активность, наверное, с учетом негативного ливийского опыта. Спецпредставитель президента России по сотрудничеству с Африкой Михаил Маргелов, в ближайшее время он намерен принять делегацию сирийских оппозиционеров. Приглашение отправило Российское общество солидарности и сотрудничества с народами Азии и Африки. Хотя статус встречи, если она состоится, не очень высокий, тем не менее, факт сам по себе весьма показательный.

Режим Асада стремительно приближается к краху и в Москве пытаются определить, с кем в дальнейшем придется иметь дело в Дамаске. Проблема не из легких, так как сирийская оппозиция многочисленна и раздроблена, и пока у нее нет того, кто мог бы стать лидером страны.

КСТАТИ

Как сообщила вчера служба Би-Би-Си, сирийские военные при поддержке танков окружают города и деревни неподалеку от границы с Турцией. Дамаск заявляет, что военнослужащие преследуют вооруженных мятежников, после того как правительственные войска взяли под свой контроль город Джиср эш-Шугур. По словам очевидцев, войска применяют тактику «выжженной земли» — разрушают дома беженцев и сжигают посевы. Правительство утверждает, что оно борется с вооруженными повстанцами, которые нападают на силы безопасности и грабят местные деревни. Однако, по словам тысяч беженцев, прибывающих в Турцию, бандиты при поддержке правительства поджигают дома, нападают на людей и грабят местное население. Согласно свидетельствам беженцев и представителей оппозиции, войска, используя танки, окружают деревни к востоку и северу от города Джиср эш-Шугур и разрушают все, что оказывается на их пути.

Юрий РАЙХЕЛЬ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ