Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Славянская мистерия

11 февраля, 1999 - 00:00


Общество в целом сильно поглупело, а интеллектуальная элита частично перешла за «черту причастности» (туда, где начинается рынок власти и азартная политическая игра)


Вновь и вновь провидцы из заморских стран прогнозируют ситуацию, которая, с одной стороны, должна испугать Европу, с другой — успокоить Америку, а с третьей — обнажить и окончательно укрепить комплекс неполноценности трех братьев-славян. «День» поместил для дискуссии статью «Украина возвратится за «железный занавес», в которой американскими «славянологами» доказывается версия неизбежности воссоединения Украины, России и Беларуси «в рамках федерации».

При этом уточняется, что Украина опять войдет в «объятия России». Уже в этом сочетании идеи конфедерации с эмоционально-поглощающими объятиями России содержится исторически неизбежный внутренний конфликт, который некоторые сегодняшние политики-геронтократы (старейшины, ориентирующиеся на прошлое и известное) действительно желают реконструировать с целью воссоздания «виртуальной планеты» на бывшей изолированной орбите.

Болезнь геронтократии в нашем многострадальном социуме связана с таким феноменом как послушание (но отнюдь не законопослушание!) и с таким комплексом, как «комплекс вечного ученика». Византийские философы всегда называли себя учениками греков и при этом с презрением относились к инновациям и творчеству. Эта особенность византийской культуры восточным славянам передалась вместе с принятием христианства. С тех пор именно старцы — самые послушные из всех жителей «виртуального мира» — отвечают основным требованиям прижившейся поведенческой модели: не «возникать» (человек фиксируется как бы на детском, инфантильном этапе развития), не думать (проявление интеллекта на официальном уровне отождествляется с аномалией), ни за что не отвечать (чувство ответственности исчезает вместе с перевесом ценности послушания над ценностью ума) и постоянно ввергать общество в мазохистское состояние вины и вечной неполноценности (так им легче манипулировать).

В 1991 году восточные славяне расстались на волне беспомощности перед лицом неконтролируемого хаоса, возникшего на огромном союзном пространстве. На фоне исчезнувших внешних врагов возник внутренний враг — наша неспособность организовать социальную жизнь. Семья распалась. Распалось чувство «МЫ», исчез «советский человек», актуализировались первичные, этнические ценности, с которых когда-то все и начиналось. Хаос их обнажил, но при этом не превратился в порядок. Общество в целом сильно поглупело, а интеллектуальная элита частично перешла за «черту причастности» (туда, где начинается рынок власти и азартная политическая игра), а частично вместе с остальным людом занялась собственным выживанием по другую сторону от этой черты — в мире, где участки азартных игрищ в «успех» максимально локализовались и представляют собой сегодня не меньший хаос, чем в начале.

Те, кто уже переступил «черту причастности», то есть попросту границу государственного служащего, не говоря уже о верхних этажах государственной пирамиды и прилегающих к ней участках, снимают национальное и, может быть, личностное чувство вины через овеществление психологического выбора. И возможность укрепить свои позиции с помощью акта воссоединения «госаппаратов» трех братских народов для них, конечно же, довольно соблазнительна. А убедить большинство в целесообразности совершения этого акта будет не так уж трудно, если создать не столько мнение, сколько настроение с помощью братских и не только братских вливаний в «наш» карман. Ведь говорить-то будут сначала об экономическом союзе, а потом и о духовном объединении славян, а против этого, как будто, трудно возразить! Это звучит!

Вот только, если подумать, порядок при хорошей голове гораздо легче навести в небольшом государстве, а духовных друзей каждый выбирает сам, и среди них могут быть не только русские и белорусы...

Кроме того, какой же союз может быть между субъектами, отягощенными одной и той же болезнью, страдающих от повторения одних и тех же ошибок, не желающих проявить разум и волю там, где они уже сегодня, а не завтра, могли бы опровергнуть нелестное мнение о самих себе, вернуть веру в себя, в свои силы? Союз будет иметь смысл только тогда, когда у всех нас — украинцев, русских, белорусов — наступит взрослость. А преодолевать трудности роста, как известно, легче и эффективнее с другими, зрелыми, партнерами либо вообще в одиночку. Общество, как и человек, реализует себя, меняясь от опоры на среду, соседей, до опоры на самого себя.

И начинать надо с конкретных шагов. Например, для Украины не вредным было бы в энное количество раз сократить бюрократический аппарат и навести порядок в налоговой системе, основательно изменить организационные структуры старой, неэффективной модели управления и т.д. и т.п. Работы много, а работать-то не хочется. Ибо еще одним неизжитым комплексом нашей психокультуры является имитация деятельности, переходящая в ритуализм — центрирование на средствах деятельности без учета ее возможных результатов. В этом смысле ритуальное поведение взрослых политиков, не способных выйти из состояния счастливого детства, граничит с серьезной патологией.

Елена ДОНЧЕНКО, доктор социологических наук
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ