Словакия всегда была одной из самых близких нам стран. И не только в географическом контексте — куда больше и глубже нас объединяют страницы общей истории и борьбы за независимость, близость языков, сходство культурных и духовных традиций, опыт экономического сотрудничества и взаимопомощи. С самого начала российской военной интервенции в Украине в 2014 году и развертывания энергетического шантажа именно Словакия помогла нам остановить монополию «Газпрома» и обеспечить бесперебойные поставки газа.
Начало широкомасштабной войны российских оккупантов против Украины стало тем мощным рентгеном, который твердо показал, кто является настоящим другом, кто откровенным врагом, а кто простым попутчиком. Словацкая Республика, усилиями ее президента Зузаны Чапутовой, премьера Эдуарда Гегера, правительственных структур, гражданского общества и сотен тысяч жителей страны, в самые трудные первые дни войны предоставили Украине неоценимую военную, экономическую и гуманитарную помощь, приютили сотни тысяч украинских беженцев, за что украинцы будут благодарны им за жизнь не одного поколения. Многие аспекты этой работы координировало Посольство Словацкой Республики в Украине, которое после первой недели войны временно переехало из Киева в Ужгород. О «военной странице» истории деятельности словацких дипломатов в Украине рассказал нам Чрезвычайный и Полномочный Посол Словацкой Республики в Украине Марек ШАФИН.
О ВЫНУЖДЕННОЙ ЭВАКУАЦИИ
— Господин Посол, как известно, разведки НАТО заранее предупреждали о конкретных сроках начала российского вторжения в Украину и многие дипломатические учреждения еще до развертывания боевых действий покинули Киев. Какой информацией пользовались вы и как принималось решение выезжать из Киева?
— Долгое время мы внимательно следили за ситуацией, которая складывалась в ходе подготовки вторжения российской армии в Украину. Оперативную информацию черпали из разных источников — словацких, украинских, натовских — и, реально оценивая обстановку, которая с началом войны ежедневно усложнялась, решили эвакуировать наше посольство. Ставилась задача спасти столько людей, сколько будет возможно. Мы организовали два эвакуационных конвоя. Первый конвой десятью машинами вывез 25 февраля в Словакию дипломатов и 12 человек разных национальностей — всех, кто пришел в наше Посольство и попросил спасения. Второй конвой 12 машинами, кроме собственно последних словацких дипломатов, вывез 2 марта 26 человек - словаков, украинцев, немцев, британцев, японцев, французов, афганцев.
— Каким маршрутом вы добирались в Ужгород? Как проходил переезд?
— Поскольку ехать по привычному маршруту на украинско-словацкую границу через Житомир и Львов уже было опасно, мы добирались из Киева в Братиславу через Молдову, Румынию и Венгрию. Дорога длилась почти трое суток — я установил личный рекорд пребывания за рулем, который составил 60 часов в течение трех дней… Из Братиславы наши дипломаты уехали в Генеральное консульство Словакии в Ужгороде, где мы открыли временную канцелярию Посольства.
— Как обосновались в Ужгороде? Содействовали ли местные власти организовать полноценную работу?
— Наше Генконсульство в Ужгороде очень комфортное для работы, поэтому особо не нужно было обустраиваться. Относительно содействия в этом случае нам требовалось только согласие местной администрации на размещение.
О ПОМОЩИ И ПРИЮТЕ
— Какие вопросы сейчас в приоритете работы Посольства?
— Для нас сегодня главной является разноплановая работа по предоставлению всесторонней помощи Украине, в которой она каждый конкретный день больше всего нуждается во всех сферах.
— Попрошу вас подробнее рассказать о поступающей в Украину гуманитарной помощи. Чем прежде всего помогает Словакия, в какие регионы ее присылают?
— Для оказания гуманитарной помощи жителям Украины в словацком городе-побратиме Ужгорода Кошицах был организован специальный хаб, где сосредоточена вся собранная в Словакии помощь — ее загружают в железнодорожные вагоны и автомобильные камионы и отправляют по указанным нам адресам в Украине. Кроме этого, мы предоставили адресную помощь отдельным общинам, в частности, в Гостомель, Пущу-Водицу, беженцам в Закарпатском Перечине и других украинских городах.
С начала войны Словакия приняла у себя более 400 тысяч украинских беженцев, разместившихся в гостиницах и других надлежаще обустроенных для удобного проживания зданиях, организовали бесплатное полноценное питание. Большая часть украинских беженцев провела несколько дней в Словакии и уехала дальше в Европу, а остальные остались временно проживать у нас.
— Среди тех украинцев, которые нашли убежище в Словакии, много людей трудоспособного возраста и нужных для словацкой экономики профессий. Обладаете ли информацией об их временном трудоустройстве?
— Если перемещенное в связи с войной лицо зарегистрируется в государственных органах Словакии и получит соответствующий документ, то оно имеет право трудоустроиться и получать все социальные преференции наравне с гражданами Словакии, даже несмотря на то, что до этого не имел отношения к экономике нашей страны. У меня нет статистики по трудоустройству перемещенных украинцев в Словакии, но уверен, что значительный процент из них после первых недель шока, вызванного войной и вынужденной эмиграцией, постепенно начали привыкать к реалиям новой жизни, которая предполагает также профессиональную самореализацию.
Чрезвычайный и Полномочный Посол Словацкой Республики в Украине Марек Шафин и Первый секретарь Посольства Матуш Корба с активистами ОО "Центр военно-исторических исследований "Memento bellum" (Ужгород) во время посещения Закарпатского краеведческого музея им. Т.Легоцкого
ОБ ИТОГАХ ВОЙНЫ
— Одной из особенностей нынешней войны является геноцид российскими оккупантами по отношению к гражданскому населению Украины. Как вы оцениваете масштабы пыток мирного населения и создание Международного трибунала по осуждению действий российских военных преступников в Украине?
– Международное сообщество уже работает в этом направлении. По приглашению Генеральной прокуратуры Украины специалисты из Франции в городке Буча возле Киева приступили к сбору и обобщению фактов убийств мирного населения. Безусловно, к этой группе присоединятся специалисты-криминалисты из других стран, в том числе из Словакии.
– Реально эта война началась не вчера и закончится не завтра. Какими вы видите геополитические последствия этой войны для Европы и когда она может закончиться?
— Самым первым и уже зримым итогом этой войны является факт того, что мировое сообщество должно неукоснительно соблюдать принципы международного права, иначе война становится реальной угрозой. Десятилетия мира в Европе несколько расслабили нас, и поэтому немногие всерьез считали, что жестокая и масштабная война, с применением практически всех видов вооружений, возможна.
С началом войны страны НАТО показали свое единство по отношению к ней. Наша страна практически с первого дня войны прониклась болью и тревогой за судьбу нашего соседа и оказывает Украине всестороннюю помощь во всех сферах. И так будем делать до тех пор, пока в этом будет нуждаться Украина.
— Несмотря на тяжелые кровопролитные бои, которые продолжаются сегодня и будут продолжаться в ближайшие дни и недели, в Украине уже готовятся к восстановлению разрушенных городов и сел, промышленных и перерабатывающих аграрных предприятий. В каких отраслях Словакия может лучше реализовать свой потенциал?
— Вы хорошо знаете, что самым престижным жильем в Ужгороде являются кварталы, где работали чехословацкие строители как 1920—1930-х годов, так и словацких в конце ХХ века. Убежден: словацкие строительные компании примут активное участие в развитии современной комфортной жизни для послевоенной Украины во всех городах как на востоке, так и на западе Украины. В прошлом году словацкие специалисты приступили к реализации проекта стоимостью в 1,5 млрд долл. по развитию перерабатывающего металлокомбината и объектов социальной сферы в городе Днепрорудное Запорожской области до 2055 года. В то же время мы заинтересованы в расширении сотрудничества с украинскими высокотехнологичными компаниями, в частности харьковскими, и готовы к созданию их филиалов в нашей стране. В разных сферах экономики Словакия может и будет тесно сотрудничать с возрожденной Украиной. Убежден, что наши страны, наши народы, которые на протяжении всей своей многовековой истории никогда не враждовали между собой, ожидает мирное, многогранное творческое сотрудничество ради общей безопасности, благосостояния, добрососедства и процветания.