Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Смена вех

19 февраля, 2002 - 00:00

Симптоматичные заявления сделаны на прошлой неделе. Чтобы не сказать больше. Сначала глава Администрации Президента Украины Владимир Литвин заявляет в Москве, что с «многовекторностью» украинской внешней политики покончено. Какой вектор отныне определяется главным, Литвин не говорил. Это сказал глава государства, Президент Леонид Кучма, находясь не за пределами Украины. По его словам, было ошибкой ориентироваться только на Запад и отгораживаться забором от России. Оказалось, что объединению стран Евросоюза следует противопоставить сотрудничество с Россией, потому что только российское руководство перешло к конкретным делам, тогда как все другие только советуют, что и как делать. «На Западе никто нас не ждет, а Россия была и остается нашим союзником и партнером». Точка.

На Западе действительно долго советовали Украине, что и как должно быть сделано для того, чтобы провозглашенная тем же самым Президентом цель — интеграция в европейские структуры, которая бы увенчалась вступлением в Европейский союз — начала реализоваться. Возможно, оказалось, что законы, по которым развиваются европейские общества, несовместимы со взглядами и привычками украинской политической элиты, или тех, кто себя таковой считает. Не желают на Западе брать Украину в члены своего клуба исключительно за выгодное геополитическое положение (что в современных условиях является в определенной степени мифом). В то время как Россия, единственная, кто продемонстрировал моральную (и не только) поддержку Украине в период «кассетного скандала», не выдвигает к украинскому руководству никаких требований, кроме одного: защиты своих интересов. Демократия, рынок, реформы, гражданское общество в Украине никому в Москве не интересны — что может быть огромной ошибкой кремлевских стратегов. Поскольку Россия решила развивать пусть сначала подконтрольное государству, но в будущем — гражданское общество со всеми его атрибутами. И в случае успеха Украина окажется для Москвы только грузом, которым уже становится Беларусь Лукашенко. Бацька, кстати, уже предрекал несколько лет назад, что ничего у Украины на Западе не выйдет, и она присоединится к российско-белорусскому союзу. До этого еще не дошло — возможно, потому, что де-факто нет самого союза. Но все более популярным лозунгом «партии власти» становится «В Европу вместе с Россией» — что объективно является абсурдом. Не будет Россия «втягивать» Украину в Европу, потому что ее внешняя политика имеет совсем другие возможности, задания и функции, не воспримет этих попыток и «Европа». Украина же надолго останется на позициях российской провинции, неспособной на нормальную самостоятельную и реальную политику. Неудивительно, что украинская дипломатия воздерживается от комментариев — она, как всегда, поставлена в нелегкую ситуацию, из которой нелегко выбираться.

Собственно, не имеет большого значения, действительно ли московский вектор будет отныне длиннее, сильнее, ярче всех других вместе взятых. Главное, что качество государственного руководства и возможность иметь с ним дело и чувствовать хоть какое-то доверие определено четко. А именно по нему будут судить о стране и ее гражданах. И вопрос об имидже и усилиях по его улучшению отпадают по причине неактуальности.

Виктор ЗАМЯТИН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ