Дата выхода Соединенного Королевства из состава Евросоюза приближается неумолимыми темпами, и хотя до события остается практически месяц, к согласию относительно того, как будет проходить Брекзит на практике, в парламенте до сих пор не пришли.
БЕЗАЛЬТЕРНАТИВНАЯ УВЕРЕННОСТЬ МЭЙ
Премьер-министр Тереза Мэй, кажется, взяла тактику на оттягивание решающего голосования относительно соглашения об условиях выхода из ЕС на последний момент, надеясь, что при таких условиях депутаты вынуждены будут поддержать документ. Теперь она пообещала, что они смогут проголосовать до 12 марта, хотя сначала событие было запланировано на эту неделю. Глава правительства настаивает на том, что переговоры с Брюсселем относительно пункта об избегании «жесткой» границы между Ирландией и Северной Ирландией являются «позитивными» и продолжаются.
ВТОРОЙ РЕФЕРЕНДУМ?
Между тем оппозиция не удовлетворена таким планом премьера и ищет альтернативных путей выхода из тупика. Лидер второй по численности в парламенте Лейбористской партии Джереми Корбин заявил, что в среду их политсила представит в Палате общин свой вариант соглашения о Брекзит, и если его не поддержат, лейбористы будут настаивать на повторном референдуме о выходе из ЕС, чтобы предотвратить «Брекзит Торе, что наносит убытки». По его словам, Мэй «безрассудно» тратит время, пытаясь «заставить членов парламента избирать между ее неудачным соглашением и катастрофическим отсутствием соглашения», цитирует его Би-Би-Си.
The Guardian пишет: достоверность того, что поправка Лейбористов относительно собственного соглашения о Брекзит будет принята, является низкой. В то же время предложение Джереми Корбина относительно второго референдума, вероятно, столкнется с решительной оппозицией десятков парламентариев, которые выступают за выход из ЕС. Daily Mail пишет, что к заявлению Корбина по-разному отнеслись в рядах его партии. Издание цитирует слова теневого министра иностранных дел Эмили Торнбери, которая сказала, что второй референдум «сдвинет с мертвой точки» ситуацию, в то время как депутат Каролин Флинт считает, что таким образом партия может нарушить свое предвыборное обещание уважать результаты референдума 2016 года.
«РАЦИОНАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ»
В то же время все громче звучат голоса сторонников варианта перенесения дать «развод» Лондону и Брюсселю. Предложение, например, поддерживает председатель Европейского Совета Дональд Туск. «Я считаю, что в ситуации, в которой мы находимся, перенесение было бы рациональным решением, но премьер-министр Мэй до сих пор считает, что сможет избежать этого сценария», — сказал он после переговоров с Мэй во время саммита ЕС и Лиги Арабских государств в Египте. Он отметил абсолютную очевидность того, что в Палате Общин нет большинства, чтобы принять соглашение. «Мы встретимся с альтернативным, хаотическим Брекзитом или перенесением», — констатировал Туск.
Перед этим трое членов правительства — министр по делам бизнеса Грег Кларк, министр труда Эмбер Радд и министр юстиции Дэвид Гок — в статье для Daily Mail от 23 февраля написали: «если у нас не будет соглашения на будущей неделе, мы должны отложить Брекзит». Свою позицию они объясняют последствиями, что может нести выход без соглашения: убытки для экономики, осложнение для торговли с ЕС, послабление национальной безопасности, риск для целостности Соединенного Королевства.
The Telegraph со ссылкой на собственные источники пишет, что Брекзит могут перенести на срок до двух месяцев, согласно плану, который рассматривает сама Тереза Мэй.
«День» обратился к экспертам с просьбой оценить политическую ситуацию в Британии, и в частности, насколько достоверным является проведение повторного голосования относительно членства в ЕС:
«ВТОРОЙ РЕФЕРЕНДУМ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К НЕУБЕДИТЕЛЬНОМУ ИЛИ ПРОТИВОРЕЧИВОМУ РЕЗУЛЬТАТУ»
Эдвард ЛУКАС, старший вице-президент Центра анализа европейской политики:
— Ни одна из версий Брекзита — с соглашением или без соглашения — не имеет поддержки большинства в парламенте. Будет, по меньшей мере, одна отсрочка, возможно, и больше. Второй референдум — соблазнительная перспектива, но существует большая угроза, что он приведет к неубедительному или противоречивому результату — например, явка на более низком уровне, чем в прошлый раз. Следовательно, очень маловероятно, что мы выйдем 29 марта. Но хаос и распределение, которое мы увидим впоследствии, могут заставить всех желать, чтобы выход состоялся вовремя.
«ЭТО ПОЛИТИЧЕСКИЙ ШАГ, КОТОРЫЙ СОЗДАЛ БЫ БОЛЬШЕ ПРОБЛЕМ, ЧЕМ РЕШЕНИЙ»
Богдан ЦЮПИН, украинский журналист, Лондон:
— Те политические процессы, которые сейчас происходят в Лондоне, являются свидетельством того, под каким давлением оказался британский политикум. Дата выхода из ЕС — 29 марта — приближается, и каждый раз все больше британских комментаторов говорят, что страна не успевает прийти к согласию на политическом уровне относительно того, на каких условиях должен состояться Брекзит, то есть какими должны быть будущие отношения Великобритании с ЕС.
Тема так называемого второго референдума, с одной стороны, выглядит выходом из ситуации, но в действительности им не является. Когда люди начинают говорить о втором референдуме серьезно, то замечают, что это политический шаг, который создал бы больше проблем, чем решений. Все начинается с таких важных вопросов, как, например, что именно должны были бы решать его участники.
Те, кто критически говорят о референдуме, заявляют, что это еще больше разделило бы британское общество, которое и так не имеет подавляющего мнения относительно Брекзита, отношений с ЕС. Говорят, что это подорвало бы дальше парламентаризм, который остается основой политической стабильности Великой Британии.
Те, кто выступают за так называемый второй референдум, делятся на две части. Одни считают, что он дал бы британским политикам указание относительно того, каким именно должен быть Брекзит: жесткий, без соглашения или с соглашением, которое выработало правительство, но на которое не согласился парламент. Но те, кто вообще против выхода Британии из ЕС, надеются, что такой референдум просто перечеркнул бы результаты предыдущего.
То есть второй референдум не является панацеей для всей страны. И именно поэтому до сих пор ни одна из ведущих партий в парламенте не проводила такой референдум среди своих лозунгов или политических задач.
— В чем заключается план Мэй? Возрастает ли поддержка ее соглашения, в то время как дата Брекзита приближается?
— Похоже на то, что Тереза Мэй подводит парламентариев, политические круги Большой Британии к мысли, что альтернативы ее соглашению нет. Она раньше откровенно об этом говорила. После того как ее соглашение было отклонено парламентом, она говорит о том, что может внести туда изменения, которые, возможно, сделали бы ее соглашение приемлемее для оппонентов.
Но мне кажется, что когда остаются считанные недели до даты Брекзита, растет и давление. Я допускаю, что под этим давлением количество депутатов, которые изменяют свое мнение и поддержат соглашение Терезы Мэй, может вырасти. То есть депутаты в конечном итоге могут согласиться на модифицированный вариант соглашения Терезы Мэй. В таком случае Большая Британия или выйдет из ЕС, как запланировано — 29 марта с соглашением, или также возможен вариант, который многие представители как ЕС, так и Великобритании, считают катастрофическим для экономики, — если Британия просто разорвет связи с ЕС ни без всякого соглашения и просто прекратит быть членом организации 29 марта и будет торговать с Европой на условиях Всемирной торговой организации. То есть проблема для британцев в том, что до 29 марта остаются считанные дни, а ситуация дальше не прояснена. Это создает ситуацию, в какой предложения о перенесении даты Брекзита на более поздний срок звучат еще громче, чем предложения о втором референдуме.