Как-то после оранжевой революции я сказал, «когда пламя революции гаснет, важно делать все возможное, чтобы его поддерживать», а также давить на Европейский Союз и его граждан, которые только недавно открыли для себя существование Украины, чтобы заставить их заинтересоваться восточным соседом. Сегодня, более чем через четыре года после незабываемых событий на Майдане, этот призыв даже более современен. Конечно, во времена обычных повседневных дел в отличие от времен революции такая задача менее зрелищна, более сложная и требует больше времени.
То же было в случае парламентской конференции «Восток — Европейская политика соседства», состоявшейся на прошлой неделе в Европейском парламенте в Брюсселе. Со времени, когда зародилась идея провести такую конференцию, прошло больше года, чтобы организовать ее. Но, в конце концов, она состоялась.
Однако до самого последнего момента мы не были уверены, все ли приглашенные присоединятся к нам. Но, к счастью, все прибыли на конференцию. Мы принимали парламентариев из Армении, Азербайджана, Грузии, Молдовы и Украины, а также представителей белорусской оппозиции.
Несмотря на значительный интерес со стороны депутатов Верховной Рады, украинская делегация была наименьшей. Единственным представителем был председатель комитета по вопросам европейской интеграции. Но как кое-кто говорит, имеет значение не количество, а качество!
Как жесткий критик Европейской политики соседства (ЕПС) Тарасюк удивил многих открытым подходом к этой теме, не исключая активного участия Украины в ЕПС. С другой стороны, все выступающие от ЕС, включая Бениту Ферерро- Вальднер, будто отвечая на замечания Украины относительно ЕПС, постоянно утверждали, что участие в этой политике не запрещает странам в будущем стать членами ЕС. Они также подчеркивали необходимость того, чтобы ЕПС была адаптирована к каждой стране, в соответствии с местными условиями и особенностями. В результате два принципа были вписаны в итоговое заявление, которое было принято всеми делегациями в конце конференции.
Я не гадалка. Но если представленный Борисом Тарасюком подход будет поддержан украинским правительством, это будет означать прорыв, и очень позитивный! Так, как и всегда, мы должны быть терпеливыми и посмотреть, что принесет будущее.
В общем идея парламентского сотрудничества ЕПС — Восток была одобрительно встречена всеми делегациями. Особенно с Кавказа и Молдовы, которые стремятся к большему привлечению ЕС к разрешению замороженных конфликтов в их дворах. Хотя ЕПС не является инструментом для решения таких вопросов, но полезным может быть все, начиная от приближения этих стран к полнокровной демократии, европейским стандартам и уважению к правам человека.
Многие выступающие поддержали недавнее польско- шведское предложение относительно Восточного партнерства (о котором я писал в предыдущей колонке). Многие также согласились, что наша инициатива о парламентском сотрудничества со странами, охваченными ЕПС на востоке, дополняет это предложение, придавая ему парламентское измерения, а следовательно — больше демократической легитимизации.
Не удивительно, что большинство членов Европейского парламента, принимавшие участие в конференции, были из новых стран-членов ЕС, а именно из стран Восточной Европы. По очевидным причинам мы больше всего заинтересованы в наших близких соседях на Востоке, так же как страны на побережье средиземного моря в соседях из Северной Африки. Кое- кто в Брюсселе ставит под сомнение идею улучшения наших отношений с нашими восточными партнерами. Я могу понять, что, с точки зрения Испании и Португалии, это может не иметь большого значения, но мы имеем право пропагандировать наши интересы, так же как это делают южные страны ЕС, пропагандирующие, например, создание Средиземноморского Союза.
Как я уже недавно писал о Восточном партнерстве и пишу сейчас о нашем парламентском сотрудничестве, остается только увидеть конкретные результаты и окончательную форму обеих инициатив. А то хорошее, о чем мы можем уже сказать, это сам факт, что такое предложение обсуждается, идеи начинают циркулировать между различными институциями ЕС, люди их комментируют, в них заинтересованы масс-медиа, что-то происходит — значит давление сохраняется!