В последнее время Варшава стала своего рода центром паломничества для украинских чиновников, экспертов и журналистов. Буквально в течение месяца в столице Польши побывали Президент Украины Виктор Ющенко, министр обороны Юрий Ехануров, секретарь СНБО Раиса Богатырева, начальник Генерального штаба ИДУ Сергей Кириченко, а также многие руководители других министерств и ведомств украинского государства. Практически еженедельно в Польше бывают на стажировке представители областных администраций, областных советов, районных администраций, Кабинета Министров, Секретариата Президента, судов и судебной администрации, Министерства регионального развития и угольной промышленности.
Приглашая представителей Украины, Польша как член НАТО и ЕС тем самым демонстрирует готовность содействовать не на словах, а на деле интеграции нашей страны в европейские и трансатлантические структуры. О такой готовности говорили представители канцелярии президента Польши, министерства иностранных дел, министерства обороны, внутренних дел и администрации, Бюро национальной безопасности Польши. Именно последнее польское ведомство пригласило группу украинских журналистов, чтобы ознакомить общественность Украины с польским опытом интеграции в НАТО и ЕС, а также новыми инициативами Варшавы, которые будут способствовать все более тесному сотрудничеству Украины и евросообщества.
У посла Украины в Польше Александра Моцика нет сомнений в том, что для нашей страны, которая впервые встала на путь интеграции в НАТО и ЕС, польский опыт — самый близкий и им стоит воспользоваться. По сравнительным характеристикам, отмечает он, Польша больше всего соответствует Украине. «Одно дело провести реформу в государстве, в котором 3—5 млн. населения. И совсем другое — провести реформы в такой стране, как Украину, где живет 47 млн. человек и которая имеет площадь более 600 тыс. кв. км. Поэтому польские характеристики больше всего нам подходят», — считает украинский посол. Вместе с тем он подчеркнул, что мы сами должны себе помогать. «Ключ и от европейской и атлантической интеграции лежит, прежде всего, в Украине. Ведь европейская и евроатлантическая интеграция на 70% — наши внутренние односторонние обязательства относительно развития и дальнейшего упрочения на европейских стандартах демократической системы, рыночной экономики, развития гражданского общества, прав человека. И весь набор вещей, которые принято называть «европейская цивилизация», — подчеркнул А. Моцик.
ПРЕВРАЩЕНИЕ В СУБЪЕКТА НАТО И ЕС
Польша реализовала свой путь в НАТО на протяжении пяти лет. Эта страна, как и Украина, начала Программу «Партнерства ради мира» в 1994 году, но уже в 1999 году стала полноправным членом НАТО. Со вступлением в организацию, имеющую безопастностный и политический характер и определяющую процедуры и стандарты общей безопасности, мы пытаемся реализовать внутри НАТО свои задачи, как и каждый член Альянса, с 1949 года, отметил руководитель Бюро национальной безопасности (БНБ) Польши Владислав Стасяк. Он также уверил украинских журналистов, что невозможно функционировать в рамках Организации Североатлантического договора без того, чтобы не быть самим субъектом и выходить со своими предложениями. «В Альянсе нет чего-то такого, как штаб-квартира и главнокомандующий НАТО, который раздает задания. Каждая страна приходит со своим видением мира, своими взглядами, и это потом согласовывается. Но если существуют согласованные стандарты и процедуры, то все их придерживаются», — подчеркнул Стасяк.
Касаясь европейской интеграции, он отметил, что вступление в 2004 году в ЕС — значительно более широкой организации, охватывающей все сферы публичной и общественной жизни, — также многое изменило в Польше. «Была проведена огромная работа на законодательном уровне, а также на уровне практики функционирования различных государственных учреждений. В частности, были введены законы, регулирующие значительную прослойку общественной жизни, в том числе борьбу с коррупцией. ЕС уже давно стал чем-то большим, чем международная организация. В нем считаются со странами, которые умеют прийти с какой-то идеей и защитить ее, убедить других в необходимости реализации этой идеи», — сказал руководитель БНБ.
Но и в этой организации Польша сразу заявила о себе как о субъекте, что не совсем понравилось ветеранам ЕС. «После периода, когда мы были просителями у ЕС и когда стали членами ЕС, оказалось, что поляки имеют свои национальные интересы и свой взгляд на какие-то вопросы. А некоторые страны ЕС были удивлены, что Польша хочет быть нормальным субъектом ЕС. Они говорят, что поляки наглые, потому что хотят иметь свое мнение и быть субъектом ЕС. Но я считаю, что мы для того стали членами ЕС, чтобы быть субъектом», — отметил на встрече с украинскими журналистами польский публицист Бронислав Вилдштайн. По его словам, Польша за пределами ЕС была в большей степени обречена на диктат Брюсселя, чем находясь в составе Евросоюза. «Будучи внутри, мы можем быть субъектом и вести свою политику, входя в различные альянсы и союзы с другими странами ЕС», — заметил Вилдштайн.
ЧЛЕНСТВО В НАТО: ПОТЕРИ И ПРИОБРЕТЕНИЯ
Польский опыт пребывания в НАТО является прекрасным примером опровержения мифов о том, что вступление страны в этот оборонный блок тянет за собой разрушение отечественного оборонного комплекса и обязательное переоснащение вооруженных сил системами вооружений, отвечающих натовским стандартам. «Польша является членом НАТО на протяжении девяти лет. Несмотря на это, мы до сих пор используем многие вооружения, которые имели до этого. Например, мы летаем на вертолетах, не являющихся западной продукцией, — это советские вертолеты. Часть танков, которые мы имеем на вооружении, тоже были произведены ранее», — подчеркнул вице-министр обороны Польши Станислав Коморовский. С другой стороны, прибавил он, вступление в НАТО дало польскому оборонно-промышленному комплексу доступ к современному высококачественному оборудованию и современным технологиям. «Благодаря этому мы продуцируем сегодня в Польше намного более современное оборудование для нашей армии, а также для потребностей других армий, которые хотят его покупать. Много новых элементов вооружений для оснащения вооруженных сил Польши, производящихся, например, по лицензиям Израиля или других западных стран. И это большая выгода для нашего ОПК. Ведь имея доступ к современным технологиям и ноу-хау, мы можем завоевывать рынки. И при этом мы перестали производить устарелое постсоветское вооружение — за это можно благодарить бога», — отметил польский вице-министр.
Он также напомнил, что Польша находится в процессе быстрой профессионализации вооруженных сил, который планируется завершить в 2010 году. На данный момент численность польской армии составляет 150 тыс. человек, хотя в начале реформирования она была втрое больше. «Это был процесс тяжелый и иногда болезненный для вооруженных сил, но трудно называть это потерей. Сейчас имеем другую опасность, угрозу и другие вызовы. А для них вооруженные силы тоже должны быть другими», — сказал бригадный генерал Ромуальд Ротойчак. Касаясь вооружений, генерал объяснил украинским журналистам, что существующий в НАТО термин «интероперационность» касается военного оснащения только в избранных отраслях. Кроме необходимости знания английского языка, это касается интероперационности мышления, одним из важных элементов которого является ознакомление с общими процедурами и доктринами. По словам генерала, обязательные стандарты касаются только такого военного оборудования, как общие системы управления, командования и связи, что позволяет общаться между собой. «Но нет требований таких, чтобы все имели одинаковое оборудование. Нет такой потребности, чтобы пушки и оружие имели одинаковый калибр. А вот все элементы, которые я назвал ранее, необходимы для того, чтобы работать совместно», — отметил Ротойчак.
СОЛИДАРНОСТЬ И ЧАД
Для НАТО расширение его на такую страну, как Украина — это расширение зоны стабильности и безопасности, считает вице-министр обороны Польши Станислав Коморовский. Но в то же время он подчеркнул, что для Польши и многих других стран не менее важен принцип солидарности. «Этот термин был введен в политический язык Польшей. В древнем польском языке говорилось: один за всех, все за одного. Принимая участие в миссии в Чаде, Польша делает это, руководствуясь во внешней политике принципом солидарности. Мы помогаем другим тогда, когда им нужна помощь, и надеемся, что получим помощь, когда помощь будет нужна нам. То же касается и Украины. Мы готовы помогать Украине, если она будет нуждаться в помощи. Но также рассчитываем, что она поможет нам. И говоря «нам», я имею в виду не только Польшу, а все страны», — отметил польский вице-министр. На его взгляд, после вхождения Украины в НАТО Альянс будет иметь еще больше возможностей, чем имеет сегодня, когда Украина не является членом НАТО, но уже участвует в различных миссиях.
Кстати, в Польше уверены, что участие польских солдат в разного рода стабилизационных миссиях в различных частях света служит росту авторитета страны в мире и таких институциях, как ЕС и НАТО. «Ведь даже не все страны ЕС могут так легко, как Польша, высылать своих солдат для участия в миссиях. Потому что они имеют внутреннюю сложную ситуацию, политики, вынужденные заботиться о своем электорате, побаиваются общественного мнения. А в Польше все проще, потому что в этом вопросе все думают одинаково. А Польша является страной, традиционно заангажированной в миссиях такого рода. Наши солдаты присутствовали в голубых шлемах на Голанских высотах», — отметила шеф канцелярии президента Польши, экс- министр иностранных дел Анна Фотига.
ПОЛЬСКИЙ РЕЦЕПТ ПОЛУЧЕНИЯ ПДЧ
По мнению многих польских должностных лиц, занимающихся вопросами безопасности и обороны, их страна находилась в значительно более сложных условиях, чем Украина, когда начинала интеграцию в НАТО. «Вы не проходите и половины тех препятствий, которые мы вынуждены были пройти. Нам пришлось, в первую очередь, доказывать, что НАТО вообще нужно. Потому что в 1990-е годы сами члены НАТО считали, что НАТО уже не нужно, что его миссия завершена. Мы вынуждены были их убеждать, что НАТО необходимо. Мы им говорили, что стоит сохранить страховой полис, пожарную службу. Потому что в будущем могут случиться аварии. Мы вынуждены были им досказывать, что Польша — демократическое государство, что у нас рыночная экономика и сделано много других вещей после перемен в Польше. А от вас требуют одного: вы должны хотеть этого», — подчеркнул вице-министр иностранных дел Витольд Ващиковский. Рассказывая о польском опыте, он сказал следующее: «Во- первых, мы в 1990-е годы были очень сильно настроены и проявили единство: гражданское и политическое. Тогда, в 1990-е годы, не было ни одной существенной политической силы, которая бы протестовала против вступления Польши в НАТО. И независимо от того, были они в правительстве или в оппозиции. Во-вторых, мы пытались принять все стандарты, которые НАТО возлагает на кандидатов и государства-члены. Одним из таких стандартов является гражданский надзор над армией. Мы советуем вам пойти по польскому пути. Если будет такое желание Украины — мы готовы вам в этом помочь».
Польский дипломат выразил надежду, что до декабря союзникам и Украине удастся убедить скептиков, чтобы они изменили свою позицию. «Мы считаем, что оптимистический план выглядел бы так: Украина получает ПДЧ в декабре, а приглашение стать членом в НАТО — на юбилейном саммите в следующем году. Но чтобы эта мечта сбылась, вы должны нам помочь», — сказал Ващиковский.
Руководитель БНБ также убежден в том, что Украине будет достаточно шести месяцев, чтобы подготовиться к присоединению к Плану действий относительно членства в НАТО (ПДЧ). По просьбе украинских журналистов пан Стасяк дал свой рецепт получения ПДЧ. «Во-первых, украинская власть должна убедить всех партнеров, что она решительна и последовательна в том, чтобы получить ПДЧ и вступить в НАТО. Во- вторых, вам следует сказать, что вы должны сделать в рамках получения ПДЧ. Во время разговора с НАТО следует проявить свою инициативу, нужно показать, что вы планируете, что намереваетесь делать. Также нужно провести серьезные изменения в управлении вооруженными силами и планах безопастности страны. В-третьих, вы должны рассказать в Украине о том, что такое НАТО, как принимаются решения в НАТО, какие обязанности будет иметь Украина, став членом НАТО, и какая польза будет Украине от этого. Мы готовы делиться с вами нашим опытом. Также академические ячейки готовы сотрудничать в этом контексте с Украиной. Но это вы должны определить ячейки, с которыми вы хотите сотрудничать в плане информирования», — сказал он.
С другой стороны, польские должностные лица не исключают, что позитивному решению Франции относительно ПДЧ на встрече министров иностранных дел стран-членов НАТО способствовало бы присоединение Украины к миссии ЕС в Чаде. Тем более, что украинцы и поляки имеют опыт сотрудничества в Косово, где под эгидой НАТО выполняет миссию совместный батальон «Укрполбат». «Лех Качиньский в хороших отношениях с Николя Саркози. Нужно также обратить внимание на то, что Польша очень сильно поддерживает миссию ЕС в Чаде, в которой основная роль принадлежит Франции. Польская поддержка важна для результативности этой миссии. Поэтому мы с нашими французскими и немецкими друзьями говорим о предоставлении ПДЧ Украине», — отметил руководитель БНБ. Тем временем шеф канцелярии польского президента также выразила убеждение, что «участие Украины в различных миротворческих миссиях и подключение к такой политике дало бы желаемые результаты». Что касается позиции Германии, то пани Фотига посоветовала Киеву разговаривать с канцлером Ангелой Меркель.
ПРИОРИТЕТЫ И ПРОГНОЗ
И наверное, еще одним польским уроком для Украины является то, что несмотря на существующие внутренние споры между президентом и премьер-министром Польши, у них нет расхождений в определении стратегических приоритетов, в частности в таких ключевых вопросах, как польско-украинские отношения и членство Украины в НАТО и ЕС. Несмотря на несовершенную конституцию, законодательство и здравый смысл заставляют глав государства и правительства сотрудничать в принципиальных государственных вопросах, отметил пан Стасяк. Хотелось бы, чтобы в Украине Президент и премьер-министр, несмотря на внутренние споры, также следовали подобной логике, и чтобы больше никто не смог поставить под сомнение евроатлантические стремления Киева. И конечно, чтобы совместная работа принесла желаемый результат — ПДЧ в декабре этого года.
В отличие от чиновников, польские эксперты сомневаются, что Украина получит ПДЧ в конце этого года. В частности, как отметила представитель польского Института восточных исследований Анна Козловски, не совсем понятно, существует ли на сегодня согласие внутри украинской власти по поводу скорости приближения к НАТО. Она также обращает внимание на то, что украинское правительство создает Центр европейской интеграции, в то время как не совершало попыток создания координационного центра по вопросам интеграции в НАТО. Представитель Польского института международных отношений Анджей Шептицкий считает, что вероятность получения Украиной ПДЧ в декабре составляет 30—40%.
И теперь только от Президента Украины и правительства зависит то, будет ли опровергнут этот неутешительный прогноз. Если это удастся сделать украинской власти, тогда она на деле докажет, что ее стремление интегрироваться в НАТО является искренним и последовательным.