В конце 2004 — начале 2005 года целый ряд стран мира одновременно столкнулся с серьезным видом угрозы национальной безопасности, каковым стали стихийные бедствия. Глобализационные процессы усилили взаимозависимость в мире, не позволяя другим странам только наблюдать за трагедией, произошедщей в Юго-Восточной Азии (ЮВА). Однако за благотворительными поступками можно увидеть скрытые интересы государств, финансовых корпораций и отдельных политиков.
Учитывая значительные объемы разрушений и жертв вследствие стихии в Азии, мировые финансовые структуры активно включились в процесс помощи пострадавшим. В частности, на начало января этого года было запланировано собрать больше $6 млрд., из которых около миллиарда было добровольно предоставлено коммерческими организациями и частными лицами. В общую сумму включены как экстренные перечисления, так и суммы, выделенные на восстановительные работы. Наибольшими донорами стали такие страны как Япония (500 млн. долларов), Германия (500 млн. евро), США (350 млн. долл.), Великобритания (95 млн. долл.), Швеция (75 млн. долл.) и другие. Представители Организации Объединенных Наций четко заявили, что контроль за финансовыми потоками будет жестким и что им займется известная аудиторская фирма Pricewaterhouse Cooper.
Однако, говоря об обещанных суммах средств на преодоление последствий стихии в ЮВА, не следует забывать, что, как правило, значительная их часть так и не выделяется. Примерами этого являются землетрясение в Иране в позапрошлом году, когда обещали около $1 млрд., а реально предоставили только 17 миллионов. Афганистану в 2002 году пообещали $2 млрд., а получила страна только 90 миллионов. Существует много других примеров несоответствия обещаний и реальной помощи. Пока из заявленных средств странам ЮВА реально выделено только около 10 процентов.
На фоне страшной трагедии в Юго-Восточной Азии все более очевидным становится роль такого инструмента в мировой политике, как благотворительность и «благотворительная» помощь разными средствами. За намерениями помощи многих стран четко просматриваются интересы распространения собственных влияний в регионе ЮВА, который важен как с экономической, так и с политической, военной и стратегической точки зрения. Как свидетельствует практика, в политике каждый шаг делается исключительно в плоскости интересов либо отдельных государств, либо транснациональных корпораций, либо отдельных лиц.
В указанном контексте основным участником геополитического соревнования за влияние в ЮВА, используя инструмент благотворительности, являются Соединенные Штаты. Уже бывший госсекретарь Колин Пауэлл, пораженный масштабами разрушений, выразил надежду, что помощь, предоставляемая его страной, значительно улучшит имидж США в мире. Американским действиям в регионе активно содействует Австралия. Заявления и шаги многих европейских политиков в деле помощи жертвам стихии в ЮВА дают основания делать выводы о попытке ЕС выступить в роли глобального игрока и попробовать закрепить свои влияния в регионе. При этом из ЕС наиболее активны в политическом плане Германия, Франция, Великобритания и некоторые скандинавские страны. Значительные геополитические амбиции проявляет Япония. Заявление о $500 млн., помощь жертвам стихии свидетельствует о поиске Японией союзников как в ООН, так и среди ближайших соседей. Одной из целей японской внешней политики является преодоление негативного образа страны в регионе, сложившегося во времена Второй мировой войны.
Соревнуясь за право помогать преодолевать последствия стихии в ЮВА, западные государства одновременно пытаются вытолкнуть из региона Китай, пользуясь неспособностью последнего на значительные добровольные финансовые вливания в пользу жертв стихии. По мнению экспертов, сейчас Китай выжидает и в ближайшее время последует его реакция на западную геополитическую экспансию в ЮВА. Скорее всего, ответ приобретет формы активизации двухстороннего сотрудничества государств региона с КНР, инициатив по разным проектам восстановления инфраструктуры пострадавших территорий, проведения экспертиз ДНК погибших и тому подобное. Возможным станет предоставление китайской стороной некоторых торговых льгот пострадавшим странам ЮВА.
Трагедия в Юго-Восточной Азии еще раз наглядно продемонстрировала человечеству, насколько зависимо оно от природной стихии. Никакие геополитические соперничества и игры не могут оправдать потребительское отношение к окружающему миру. Грубое использование биосферных ресурсов уже привело к значительному обострению конфликта современного техногенного человека и планеты. Возможно, цунами в Азии является еще одним предупреждением. Сможет ли человечество правильно понять его?