В перспективе украинцы смогут путешествовать по просторам стран Европейского Союза без оформления виз. Так в интервью Би-Би-Си заявил комиссар Европейской Комиссии по вопросам расширения ЕС Гюнтер Ферхойген. «Я не исключаю, что в перспективе — близкой или далекой — дойдет до свободного передвижения граждан стран-соседей, которые совершают поездки в пределах ЕС. Но это полностью зависит от того, будут ли выполняться связанные с этим условия», — заявил Ферхойген. Нужно признать, что в МИД Украины это заявление большого оптимизма не вызвало. Правда, украинские дипломаты обращают внимание на то, что Ферхойген заявил о своей заинтересованности побывать в Украине с визитом — однако какие-то выводы относительно изменения акцентов делать явно рано.
Те, кто имеет возможность поехать за границу, очевидно, не раз ощущали на себе весь груз неприятной процедуры представления разноплановых документов, неоднократных оббиваний порогов консульств для получения визы. Самыми строгими правилами въезда славится Шенгенская зона, которая охватывает одиннадцать государств ЕС из нынешних пятнадцати. Нарекания украинских граждан на «сервис» европейских консульских служащих при этом никогда не находили у брюссельских дипломатов особого понимания. Тема либерализации с постепенной отменой визового режима с его иногда явно надуманными ограничениями никогда не была на повестке дня конкретных переговоров между Украиной и ЕС.
Первым прорывом в этом плане стало обнародование Европейской Комиссией в начале марта этого года коммуникации — программного документа — под названием «Более широкая Европа — новое соседство: новая формула отношений с восточными и южными соседями». Документ, представленный для широкого обсуждения, содержал в себе много элементов сотрудничества, которые позволяли говорить, что ЕС предлагает «новым соседям» — Украине, Беларуси, Молдове — почти все, кроме самого членства. Речь шла в коммуникации и о реализации основополагающего для ЕС принципа «четырех свобод» — свободы движения людей, товаров, капиталов и услуг. Этот пункт мог бы означать отказ ЕС от визовых барьеров. Однако в оппозицию к введению такой нормы встало едва ли не большинство государств ЕС.
Возможно поэтому заявление Гюнтера Ферхойгена содержит и большое сомнение: «возможно ли это осуществить с какой-либо страной в ближайшем будущем, сказать сложно. Мы уже сделали соответствующее предложение России, которое предусматривает начало переговоров на эту тему. Но это еще не значит, что это удастся реализовать». Российский президент, кстати, уже не раз призывал ЕС к отмене визового режима для своих сограждан. Если в случае России ЕС демонстрирует готовность обсудить этот вопрос, Путин и президент Европейской Комиссии Проди даже приняли соответствующее заявление, то Киев остается на периферии интереса ЕС для ведения аналогичного диалога. Украина зачислена в так называемый черный список государств, границы которых недостаточно защищены для контроля за контрабандой, нелегальной миграцией. В ЕС согласились только вести переговоры об обустройстве украинской границы и о подготовке соглашения по реадмиссии (возврат нелегалов за счет той страны, из которой они прибыли). Здесь стоит отметить несколько моментов. Именно Украина была инициатором переговоров о соглашении по реадмиссии с ЕС. Тем самым Киев надеялся на определенные дивиденды со стороны Брюсселя — в частности, безвизовый въезд в ЕС для владельцев дипломатических паспортов в Украине, и постепенную либерализацию визового режима для граждан Украины. Пока что никакого движения навстречу не зафиксировано.
Россия принципиально не хочет вести переговоры с Украиной относительно подписания соглашения по реадмиссии, хотя именно с российской территории к нам, а потом далее на Запад попадает больше всего нелегалов. Получается довольно странная ситуация: переговоры о безвизовом режиме начинаются с Москвой, а об обязательствах (в частности, относительно реадмиссии) — с Киевом. После завершения второго раунда переговоров между Украиной и ЕС по подготовке к подписанию соглашения по реадмиссии, которые состоялись в Брюсселе 19—20 июня, украинские дипломаты решились выдвинуть собственное условие. Они официально подчеркнули, что подписание этого документа является комплексным вопросом, который касается не только Украины и ЕС, но и России и Беларуси. Госсекретарь МИД Украины Александр Чалый не раз говорил о предложении Украины ввести так называемое общее реадмиссионное пространство. Реализация этой идеи, возможно, стимулировала бы пограничные службы к более бдительному контролю над границами. С другой стороны, тема нелегальной миграции, борьбу с которой ЕС считает одним из главных приоритетов, выглядит несколько неадекватной ситуации: не украинцы, россияне, белорусы составляют большинство тех нелегалов, которые «прорываются» в страны Запада.
В то же время россияне утверждают, что после провозглашения декларации Путин—Проди о начале диалога о безвизовом режиме процедуры выдачи виз посольствами стран ЕС стали еще более жесткими. Дипломаты также напоминают о том, что в случае России речь идет не только о демонстративных «двойных подходах» со стороны ЕС, но и о том, что декларируются только намерения обсудить проблему без всяких гарантий ее решения.
В украинских дипломатических кругах считают, что заявление комиссара Ферхойгена отдает риторикой двухлетней давности. Кроме того, все решения в ЕС принимаются консенсусом, а о достижении консенсуса до того, как 10 стран станут новыми членами ЕС (в мае следующего года), без принятия Конституции Европы и избрания нового Европарламента говорить невозможно. В МИД Украины также, мягко говоря, не рады тому, что после дискуссии по документу «Более широкая Европа — новое соседство» каким-то образом «выпали» очень позитивные элементы, которые касаются не только свободы передвижения через границы. Так, в частности, в новой редакции концепции «восточной политики» ЕС уже речь не идет о привлечении к проектам в Украине Европейского инвестиционного банка, уже не планируется никакого пересмотра инструментов технической помощи, речь не идет о доступе к внутренним рынкам ЕС. Таким образом, говорят в Киеве, из документа, который сначала был воспринят не без сдержанного оптимизма, выхолащивается его содержание.
Комиссар Ферхойген, кстати, ожидает, что присоединение Польши к ЕС в мае следующего года и введении в октябре Варшавой виз для граждан Украины не создаст ощущения «отчужденности» у украинцев. Он отметил, что «эта новая граница не должна влиять на экономический обмен и человеческие отношения. ЕС готов к тому, чтобы вместе с Польшей поразмышлять над разработкой и финансированием программы по пересечению границы». Как можно не чувствовать себя «отчужденными» при наличии визового режима — непонятно.