Недавно директорат Европейской комиссии по вопросам европейской политики соседства и Восточной Европы возглавил Маркус Корнаро. Задача директората, который называется еще EuropeAid, заключается в предоставлении финансовой помощи соседним с ЕС странам, в том числе Украине. На днях господин Корнаро впервые побывал в Украине, чтобы установить рабочие контакты и обсудить вопросы, касающиеся предоставления помощи Европейского Союза Украине. Как в целом в Брюсселе оценивают эффективность и полезность программ помощи Украине, какие программы впоследствии станут приоритетными? Какие средства планирует выделить ЕС на помощь Украине и не будут ли они, как это было до сих пор, расходоваться, в основном, на европейских посредников и экспертов? Будет ли существовать связь между прогрессом, с которым Украина реализует реформы и величиной помощи, которую ЕС предоставляет или будет предоставлять Украине? Об этом «Дню» в эксклюзивном интервью директора директората EuropeAid Маркуса КОРНАРО.
— Господин Корнаро, вы недавно возглавили директорат Европейской комиссии по вопросам европейской политики соседства и Восточной Европы. Обычно прежде чем приступать к работе, следует оценить, проинвентаризировать все, что было сделано до сих пор. Можете ли вы сказать, что такая работа директоратом проведена, и дана ли оценка эффективности использования помощи, которая предоставлялась Украине Европейским Союзом?
— Это прекрасный вопрос. Да, действительно, мы вместе с Украиной сделали инвентаризацию всех программ помощи. И я должен сказать, что это была довольно амбициозная задача. Нами была проведена оценка целого ряда проектов, которые финансировались в Украине в рамках помощи ЕС. И, действительно, проведенная работа впечатляет. К счастью, много из проектов и аспектов деятельности рассмотрено при помощи внешней оценки. И один из выводов, к которому мы пришли, заключался в том, что много небольших программ технической помощи были очень полезны на первых этапах реформы государственной администрации. И я думаю, что они пережили свое время. Вот почему мы должны думать о будущем, объединить нашу помощь и быть больше сфокусированы на ключевых секторных проблемах, которые есть в Плане действий Украина — ЕС.
— Можете ли вы назвать приоритеты в предоставлении помощи, которые видятся со стороны Брюсселя?
— В общем, можно сказать так: важным является все, что способствует приближению Украины к Европе. В рамках Плана действий Украина — ЕС у нас есть дорожная карта, в которой отмечен ряд секторов, которые, по моему мнению, заслуживают массивной и согласованной поддержки со стороны Европейской комиссии. Причем как с использованием технической помощи, так и бюджетной поддержки Украины с целью поощрить другие средства и прибавить «кислород» в менеджерском смысле, чтобы эффективно реализовать реформы. К этому можно добавить членство Украины в ВТО. Европа является ярым сторонником этого процесса. Я буду более чем счастлив, если наша нынешняя и будущая помощь будет способствовать полной интеграции Украины в международный рынок. Думаю, это будет совпадать со вступлением Украины в ВТО и в то же время будет способствовать развитию страны на долгосрочную перспективу. Я считаю, что третьим аспектом будет то, что Украина получит выгоду от других новых инструментов, которые мы вводим в рамках Европейской политики добрососедства. Здесь речь идет о трансграничном сотрудничестве, для чего мы должны собрать фонды для пограничных районов от стран ЕС и соединить их с помощью в обеспечении деятельности на украинской границе. С географической точки зрения очевидно, что Украина является наилучшим местом, которое будет бенефициантом этого нового инструмента.
— А что слышно с украинской стороны? Какую помощь хотела бы получить Украина от ЕС?
— В ходе этого визита у меня не было планов касательно идентификации программ помощи. Это скорее была ознакомительная миссия. Я хотел в более широком плане познакомиться с нашими ключевыми партнерами, представителями стран-членов ЕС в Украине, их мыслями и позициями. Я могу подтвердить, что мы недавно окончательно определили бюджет помощи ЕС Украине на 2007 год, который составляет 140 млн. евро. Две трети помощи приходится на энергетический сектор. Значительная часть помощи зарезервирована на реализацию соглашения о реадмиссии и разрешении проблем миграции. Последний сегмент назначен на финансирование «твининговых» проектов между органами украинской государственной администрации в ключевых секторах с компетентными органами государств-членов ЕС. Все это касается 2007 года. Относительно 2008 года — это мы должны обсудить на протяжении следующих недель и месяцев. А сейчас мы даем Украине некоторое время на формирование правительства, и уже потом подробно обсудим эти планы с новым правительством.
— Вы, очевидно, знаете, что Украина не совсем удовлетворена Европейской политикой соседства. Некоторые украинские дипломаты и эксперты отмечают, что эта политика ставит Украину на один уровень с африканскими странами. Как вы думаете, сможет ли Европейский Союз убедить украинскую власть эффективно и в полной мере использовать новые инструменты, которые предлагает Европейская политика соседства и партнерства?
— Я буду надеяться, что так и будет. По моему мнению, предложенные реформы и сектора для сотрудничества имеют смысл сами по себе. Более того, наши амбиции заключаются в том, чтобы эти инструменты были использованы в последующие годы и способствовали развитию Украины. Я считаю, что в прагматических сферах сотрудничества есть много вопросов, связанных с неотложными реформами в Украине. Я не боюсь того, что широкий незаконченный порядок дня любым образом может навредить эффективности инструментов европейской политики соседства.
— Но некоторые украинские эксперты высказывают опасение, что введение в действие соглашения о реадмиссии между ЕС и Украиной поставит Киев в затруднительное положение. Украине придется расходовать большие средства на содержание нелегальных мигрантов, которые пытались попасть в ЕС и были остановлены на границе с Украиной.
— Я так не думаю. Я не обсуждал этот вопрос во время визита, и такие опасения не высказывались во время встреч с украинскими партнерами. Соглашение о реадмиссии ЕС и Украина подписали после переговоров. На мой взгляд, это соглашение выгодно для Украины, которая заинтересована иметь легальный доступ в ЕС. А если будет урегулирован легальный доступ для людей, которые хотят делать бизнес с Европой, то, в то же время, следует иметь механизм для борьбы с нелегальными мигрантами, которые хотят попасть в Европу, но, в соответствии с согласованными правилами должны быть репатриированы. Я чувствую, что у нас хорошие отношения, и могу с радостью сказать, что ЕС выделил в 2007 году средства на реализацию программ, предназначенных для строительства объектов, программного обеспечения, обучения, что является подтверждением этой политики.
— Некоторые эксперты утверждают, что 90% из помощи, которая предоставляется Украине Европейским Союзом, фактически возвращается назад через подрядчиков из европейских стран или приходится на оплату европейских экспертов, а остальные 10% — на украинских. Будет ли исправлен этот дисбаланс в пользу Украины?
— Я рад, что вы задали такой вопрос. Заодно я хочу объяснить читателям вашей газеты это, действительно, одно из причин, почему мы думаем о том как лучше организовать будущую помощь ЕС Украине. Значительная часть нашей помощи будет предназначена для идентификации секторов и программ их реформирования и обретения согласия относительно пакета по реформированию конкретных секторов, а не развития посредством технической помощи ЕС. Это делается с целью аргументации, содействия и поощрения процесса реформирования. После того деньги будут предоставляться Украине, чтобы украинская власть могла проводить реформы.
— У нас есть пословица, что не только в деньгах счастье. Не думаете ли вы, что, кроме предоставления средств, ЕС может иным путем предоставлять помощь Украине?
— Я считаю, что присутствие помощи Европейского Союза Украине является значительно более широким, чем то, что предоставляет Европейская комиссия через различные фонды. Существует целая область коммерческих контактов, которые выходят за рамки финансовых проектов ЕС. И все это имеет свою ценность само по себе. Я надеюсь, что этому будет способствовать вступление Украины в ВТО и присоединение к зоне свободной торговли с ЕС, соглашение относительно которого мы надеемся достичь после присоединения Украины к ВТО. Все это очень важно и является дополнительным элементом, который будет способствовать развитию вашей страны. Кроме этого, мы пытаемся содействовать обмену студентов. Что, по моему мнению, является очень интересной сферой. Существует программа «Эразм Мир» (Erasmus-Mundus), которая сначала была предназначена для студентов стран- членов ЕС. Я рад, что мы можем довольно щедро развить эту программу в Украине. Ежегодно почти 1000 мест будет доступно для украинцев, которые смогут учиться частично или полностью в Европе. Я думаю, что это очень будет содействовать взаимопониманию. Украинцы смогут воспользоваться шансом — обогатиться опытом получения образования и пребывания в Европе, и также использовать его в Украине.
— Будет ли предусмотрено в будущих программах помощи содействие среднему и малому бизнесу в Украине?
— В прошлом у нас, действительно, было много схем предоставления помощи для основания украинских предприятий. Мы также предоставляли помощь банкам. Но я не уверен, что в будущем этому направлению будет уделяться большое внимание. В идеале мы хотели, чтобы это делалось автономно через регуляторную систему и банковский сектор. Наша главная ответственность будет заключаться только в содействии тому, чтобы предприятия малого и среднего бизнеса имели доступ к европейскому рынку. Например, мы создали очень полезную базу данных доступа к европейскому рынку. Даже мелкий предприниматель в конце рабочего дня может воспользоваться интернетом и ознакомиться с европейским рынком, а также получить прямой доступ к контактам с европейскими предприятиями. На мой взгляд, это самое лучшее, что мы можем предложить.
— Будет ли, по вашему мнению, существовать связь между прогрессом, с которым Украина реализует реформы, и величиной помощи, которую ЕС предоставляет или будет предоставлять Украине?
— Очевидно, что существует связь между амбициями Украины осуществлять реформирование и, с нашей стороны, намерением финансировать эти реформы. Но в целом нет прямой связи с величиной предоставляемой ЕС помощи и темпами реформ в Украине. Мы считаем, что реформы в вашей стране будут долгосрочными. Ничего не может быть сделано за один месяц или год. Я думаю, что в значительной мере стратегия развития и эффективности помощи должны рассматриваться в среднесрочной перспективе. Мы, во всяком случае, индикативно до 2010 года уже выделили средства ЕС. Но это индикативные показатели и они будут зависеть от удовлетворения, которое мы будем получать от полезности, эффективности использования средств, предназначенных в помощь Украине.