Американский спутник, как сообщили, зафиксировал оживленную работу на бывшем ядерном объекте в Йонбйоне в Северной Корее: там роют и строят. Это при том, что в 2008 году там снесли башню охлаждения ядерного реактора после договоренностей с правительством о прекращении ядерной программы. Ранее северокорейская официальная пресса не раз гордо заявляла о продолжении работы над «оружием запугивания», а однажды даже сообщила, что страна уже создала термоядерную бомбу. Но и эти угрозы, и спутниковые фото особого впечатления не произвели. Доминирует едва ли не единогласное убеждение, что таким образом Северная Корея дает сигнал для торгов за экономические выгоды для себя — прежде всего, за снятие санкций, введенных после выхода этой страны из Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и серии испытаний. К слову, тихо «забыты» и громкие обвинения в адрес официального Пхеньяна в торпедировании южнокорейского военного корабля в спорном морском районе, которое КНДР с самого начала решительно отрицала. В то же время в военное нападение на КНДР под вывеской предотвращения ядерной программы мало кто верит: во-первых, никто все же не уверен, что в этом случае Пхеньян не выполнит свою угрозу, во-вторых, не вызывает сомнений решимость всего населения этой закрытой страны дать отпор нападающим — национальная гордость северокорейцев, постоянно подпитываемая официальной пропагандой, основывается на памяти об унижении и притеснениях во время почти полувековой японской оккупации.
Между тем» на недавней 54-й Генеральной конференции МАГАТЭ в Вене в конце сентября был отклонен проект резолюции «О ядерном потенциале Израиля» с требованием к Израилю присоединиться к соглашению ДНЯО.
«За» проголосовала 51 страна, а «против» — 46, остальные 23 воздержались. Еще задолго до голосования было очевидно, что Израиль и США пытаются торпедировать принятие этой резолюции. Еще весной гендиректор МАГАТЭ разослал письма с просьбой высказаться по поводу проекта резолюции, практически расписавшись в собственном бессилии подготовить необходимый доклад — он просто получил отпор от Тель-Авива. Ответы США и их союзников были на удивление единогласны в аргументации «против»: обособление Израиля нецелесообразно, поскольку может подорвать и без того вялый «мирный процесс», вот если бы речь шла об Иране, то мы всегда рады (Иран, к слову, является членом ДНЯО). Именно этим и шантажировал Тель-Авив: мол, это нанесет нам такую обиду, что дальше ни о каких переговорах с палестинцами о продлении моратория на строительство на оккупированных территориях мы и не подумаем. Украина, кстати, тоже проголосовала против проекта резолюции. В письме Гендиректору МАГАТЭ министр иностранных дел Константин Грищенко проявил все чудеса украинской дипломатической эквилибристики: «Мы твердо убеждены в том, что Израилю следует присоединиться к этому соглашению (ДНЯО. — И.С.) в качестве государства, не владеющего ядерным оружием, и поставить свои ядерные установки под всеобъемлющие гарантии МАГАТЭ». Интересно, как государство, которое, по оценкам и самих израильских экспертов уже владеет 150-200 ядерными боеголовками и носителями для их доставки, станет государством, их не имеющим — это осталось секретом. Равно как и то, что это за «всеобъемлющие гарантии» израильским ядерным объектом вместо известной процедуры контроля? Тем не менее, министр повторил уже замусоленную фразу о «нецелесообразности обособления» и предложил поговорить о безъядерном ближневосточном регионе вообще. Хотя это и было целью арабских стран, выступавших главными лоббистами резолюции и — неудивительно — очень огорчившихся из-за провала.
Выиграв в срыве «антиизраильской» резолюции, США и союзники проиграли борьбу за душу этих арабских стран. Теперь им будет почти невозможно аргументами убедить даже своих союзников из числа так называемых умеренных режимов в том, что именно Иран представляет для них смертельную угрозу.
Прошлое лето было на удивление жарким в иранском «ядерном вопросе». США в конце концов добились принятия экономических санкций, которые бы — по давней мечте Хиллари Клинтон — «искалечили Иран». Если раньше администрация Обамы шантажировала мир заявлениями, что отчаянно сдерживает Израиль от нападения на Иран, то 1 августа начальник Объединенного комитета начальников штабов США адмирал Майк Мюллен прямо заявил, что планы военной операции против Ирана «остаются на столе». Эксперты начали немедленно набрасывать вероятные сценарии. А кубинский лидер Фидель Кастро прямо призвал Обаму не терять рассудок и посвятил несколько статей предупреждению о катастрофических последствиях нападения, в частности, вспомнил предостережение американских ученых о «ядерной зиме» — апокалиптических изменениях климата Земли в результате ядерной войны.
После воинственных заявлений и введения санкций против Тегерана наступило некоторое затишье, вызванное, наверное, не только уважением к священному у мусульман месяцу Рамадану. Но дальнейшие события не развеивают страхов, что война может разразиться — как будет выглядеть внешне — локально, но с последующим втягиванием основных участников через якобы случайные события. А таким может стать, например, конфликт с задержанием для досмотра какого-нибудь иранского корабля в Заливе. Или вспышка насилия в Ливане, которую может вызвать обвинение Международного трибунала в расследовании гибели экс-премьера Харири в адрес движения «Хизбалла». Или даже поездка в ближайшее время на юг Ливана иранского президента Ахмадинежада.
По крайней мере, некоторый оптимизм на данный момент вселяет сообщение, что в этом месяце возобновятся переговоры Тегерана с «шестеркой» (страны-постоянные члены Совбеза ООН плюс Германия). И позиция Турции, чей премьер стал настоящей звездой прошлой сессии Генассамблеи ООН как движущей силы мирного взаимопонимания по достигнутому плану обмена иранского низкообогащенного топлива для атомных станций.
Другой интересный момент, который может свидетельствовать в пользу некоторого «потепления», — доступ к американскому телевидению, предоставленный самому президенту Ахмадинежаду во время его поездки на Генассамблею. В отличие от предыдущих разов, когда об интервью и речи не могло быть или же из него беспощадно выдирали целые куски, а то и искажали, на этот раз CNN показало его не только в полном объеме, но и с многочисленными предварительными анонсами с самыми важными месседжами.