Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сребреница — позор не только для Нидерландов

22 мая, 2002 - 00:00

Злодеяния и жестокость отбрасывают длинные тени. Правительство Нидерландов ушло в отставку из-за резни в городе Сребреница, произошедшей в 1995 году, когда находящийся, по общему мнению, «в безопасности» анклав Сребреница, защищенный голландским миротворческим батальоном ООН, оказался в руках вооруженных до зубов сербов, за чем последовало уничтожение, по меньшей мере, 7000 боснийских мальчиков и мужчин. Правительство Нидерландов во главе с премьер-министром Вимом Коком ушло в отставку после того, как составленный по его поручению отчет фактически явился обвинением в адрес правительства 1995 года (также возглавляемого господином Коком) в безответственных действиях и недооценке тех угроз, с которыми столкнулись голландские миротворцы.

Конечно же, принять на себя ответственность за столь серьезный просчет и уйти из-за этого в отставку — благородный поступок со стороны правительства. Слишком уж мало правительств и политиков способно на такое. Однако отставка правительства Кока не имеет отношения к позору и унижению в Сребренице. Она только подчеркивает тот факт, что международное сообщество еще не окончательно разобралось с самым крупным в Европе массовым избиением со времен Второй мировой войны.

В Гааге мы должны были увидеть не только отставку правительства Нидерландов, но, что более важно, появление генерала Ратко Младича и его сообщников на Международном трибунале по бывшей Югославии. До тех пор, пока эти люди остаются на свободе, позор за события в Сребренице будет неотступно преследовать международное сообщество.

Большинство людей помнят те левизионные кадры, на которых генерал Младич унижает командующего голландскими войсками в «безопасном» анклаве Сребреница полковника Тона Карреманса, предлагая ему выпить, а также принять подарки для семьи. А затем голландские миротворцы были отосланы из города, равно как женщины и дети. В городе остались только мальчики и мужчины — остались, чтобы погибнуть.

В моей памяти навсегда останутся не только эти кадры, но и вид, и запах тысяч полуразложившихся трупов, сваленных в две шахты около Тузлы. Эти трупы были извлечены из массовых захоронений вокруг Сребреницы. В Тузле они оказались для долгого и сложного процесса идентификации останков. Многие из уцелевших после событий в Сребренице тогда еще цеплялись за отчаянную надежду, что без вести пропавшие мужья или сыновья все еще живы и находятся где-то в отдаленных лагерях. Им необходимо было знать , что случилось на самом деле, прежде чем попытаться жить дальше.

После подписания Дейтонского соглашения о Боснии была создана Международная комиссия по пропавшим без вести для того, чтобы выяснить судьбу более чем 20000 человек, исчезнувших во время гражданской войны в Боснии. Еще 10000 без вести пропавших из Косово были позднее добавлены к этому списку. Задача казалась невыполнимой. Однако в течение последних месяцев наблюдается значительный прорыв. Новая ДНК — технология в сочетании с компьютерными программами, сверяющими полученные данные с ДНК родственников пропавших людей, значительно увеличили количество произведенных идентификаций. Каждый день опознаются ранее неопознанные тела и совершается надлежащее погребение. Сегодня, по крайней мере, уже известно, что многих из тех, кого считали погибшими, на самом деле нет в живых.

Наконец-то, и горькая глава о Сребренице в истории этой войны обретает окончательные черты. Но мы все еще должны призвать к ответу тех, кто совершил это преступление. Совершенно неприемлемо то, что такие люди как Ратко Младич остаются на свободе. Правительство Федеральной Республики Югославия могло бы схватить и выдать их — если бы захотело. Пока что этого не произошло.

Федеральная Республика Югославия стремится к интеграции в Евро-Атлантическое сообщество. Она преследует три цели: вступление в Совет Европы, членство в программе НАТО «Партнерство во имя мира» и подписание соглашения о стабилизации и сотрудничестве с Европейским Сообществом. Однако для включения Республики Югославия в межправительственные структуры международное сообщество должно применить к ней такие же высокие стандарты, какие применяются к Хорватии и Боснии с 1996 года.

До тех пор, пока генерал Младич и его приспешники не присоединятся к г-ну Милошевичу на скамье подсудимых в Гааге, мы не можем верить в то, что Федеральная Республика Югославия действительно принадлежит к числу демократических европейских государств, уважающих власть закона. Если перед ней не будут поставлены те же требования, которые пришлось выполнить другим государствам, это только укрепит позиции обструкционистских сил в Сербии и нанесет удар по безопасности ее соседей. Членство в международном сообществе не может предоставляться со скидкой.

Уффе ЭЛЛЕМАНН-ЙЕНСЕН — бывший министр иностранных дел Дании

Уффе ЭЛЛЕМАНН-ЙЕНСЕН. Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ