Как сообщило Центральное избирательное бюро Румынии, завершившийся поздно вечером 30 июля референдум об отстранении от должности президента Румынии Траяна Бэсеску признан недействительным из-за недостаточной явки избирателей. Таким образом, он сохраняет за собой президентский пост. По официальным данным, явка на референдуме составила около 45,92% избирателей при том, что голосование считается состоявшимся, если в нем примет участие не менее половины из 18 млн избирателей.
С формальной точки зрения политический кризис в Румынии, связанный с противостоянием президента-правоцентриста и относительно левого кабинета Виктора Понты, можно считать завершимся. Каждый из участников противостояния остался при своих интересах. На данном этапе политическая партия закончилась вничью. Только Румынии это никак не добавит столь необходимого ей общественного спокойствия.
Особенно радоваться Траяну Бэсеску нечего. По данным экзит-поллов, свыше 80% принявших участие в референдуме проголосовали за уход его с поста президента. Так что если и не произошел, по словам Бэсеску, государственный переворот, то не из-за поддержки граждан его политики и действий на посту президента.
Вполне возможно, что если бы не аномальная жара, установившаяся на территории Румынии, то активность избирателей была более высокой и тогда противники президента праздновали победу. Тем не менее, представляется, что причины такого исхода голосования гораздо глубже, чем неблагоприятные природные факторы.
Надо сказать, что ситуация с возможной отставкой президента Бэсеску повторяется уже второй раз. В апреле 2007 года парламент Румынии объявил главе государства импичмент. Тогда депутаты от левой оппозиции обвинили Бэсеску в нарушении конституции и проявлении «тоталитарных наклонностей», злоупотреблении властью, в том числе в прослушивании телефонных разговоров членов правительства, коррупции и нанесении ущерба имиджу Румынии на международной арене. Впрочем, это не помешало Бэсеску в декабре 2009 года победить на президентских выборах. Правда, с минимальным преимуществом 0,7%.
С тех пор произошел экономический и финансовый кризис, который сильно ударил по Румынии. Президенту Бэсеску пришлось пойти на весьма непопулярные меры, с целью стабилизировать ситуацию и получить необходимую финансовую помощь Европейского Союза. Соответственно снизилась поддержка главы государства, чем и поспешили воспользоваться его политические противники слева.
Обвинения не блистали новизной: нарушение конституции, ущемление прав граждан и создание помех для нормальной работы правительства. Налицо стремление Бэсеску превратить де-факто Румынию в президентскую республику, что противоречит конституции. Появились сведения о неприлично высоких доходах президента, его большой недвижимости, говорили о коррупционных связях. Если бы только это, то референдум имел другие результаты.
Дело в том, что противники президента оказались ничем не лучше. Достаточно вспомнить научный скандал вокруг диссертации премьера Виктора Понта. Национальная комиссия по аттестации званий и дипломов установила, что 85 страниц из 432 (пятая часть) его диссертации, защищенной в 2003 году и посвященная Международному уголовному суду, являются копипастом, то есть прямым заимствованием чужих работ и, конечно, без ссылок. Заговорили об отставке. Но премьер заявил: «Об отставке не может быть и речи. Вы должны понимать, это лишь веха в политической войне между президентом Бэсеску и мной, которую каждый из нас ведет доступным оружием...». Можно подумать, что это Бэсеску вписал в злополучную диссертацию страницы с плагиатом.
Естественно, что серия скандалов как на той, так и на другой стороне вызвала недовольство избирателей, которые потеряли доверие к румынским политикам и многие предпочли не идти на референдум 30 июля не только из-за жары, но и безысходности. Как говорится, два сапога пара.
Добавим, что Европейский Союз решительно возражал против манипуляций с законом о референдуме и угрозы фальсификации результатов. А для таких подозрений были основания. Премьеру даже пришлось твердо обещать соблюдение демократических норм и прозрачности голосования. Тем не менее, Бэсеску призвал своих сторонников бойкотировать референдум по причине возможных фальсификаций.
Ориентировочно в ноябре в Румынии должны пройти парламентские выборы, на которых левая коалиция надеется укрепить свое положение, и тогда снова можно ожидать возобновление атак на президента.
Украинской оппозиции, которая столь самонадеянно обещает избирателям в случае своей победы на выборах в октябре импичмент президента, стоит взглянуть в румынское зеркало. В Бухаресте оппозиция имеет большинство в парламенте, и, несмотря на это, отстранить президента ей не удалось.
Вероятность того, что в украинском парламенте после выборов оппозиции удастся получить большинство, практически равна нулю. Хорошо, если получится уменьшить преимущество партии власти и ее красных подносчиков снарядов. Во-вторых, нужно будет не просто изменить законы, а внести поправки в конституцию, а это процесс очень непростой и долгий. Как раз хватит до следующих выборов. Да и сам процесс импичмента занимает много времени. Иными словами, обещание отстранения от власти украинского Президента после выборов не более чем художественный свист.
Интересно, оппозиция в самом деле считает украинского избирателя настолько глупым, что он легко поведется на пустые обещания? Ведь достаточно выучить четыре арифметических действия, чтобы ясно понимать отсутствие каких-либо перспектив импичмента украинского Президента после октябрьских выборов.
Если оппозиция таким образом хотела завоевать популярность, то она сильно просчиталась. Всем до смерти надоели общие слова и невыполнимые обещания. И самое главное. Если избирателя ни в грош не ставит оппозиция, то чем она отличается от тех, кто уже находится у власти. Получается, что она ничем не лучше, тогда стоит ли за нее опускать бюллетень?
Наверное, так думали и румынские избиратели, предпочитая в жаркую погоду остаться дома и не делать выбора, так как between two evils ‘tis not worth choosing — из двух зол выбирать не стоит. Нет меньшего.
КОММЕНТАРИЙ
«Референдум провалился для всех...»
Оана ПОПЕСКУ, директор Центра предупреждения конфликтов (Бухарест):
— Думаю, можно сказать, что этот референдум провалился для всех: для Социал-либерального альянса (СЛА) и Траяна Бесеску. Бесеску после референдума остался с таким низким уровнем легитимности, что это действительно может рассматриваться как вотум недоверия. СЛА проиграл битву, инициатором которой он был, а также отличился в процессе с плагиатом и в международных скандалах, поэтому в настоящий момент правящая коалиция имеет худший имидж, чем до этого.
Почему провалился референдум? Потому что его провели достаточно рано — в середине лета, когда люди в отпусках. Ещё одними из причин стали: короткое время на его организацию и отсутствие ясности в правилах, демобилизовавших избирателей. Стоит отметить, что Бесеску и его Демократически-либеральная партия шли на резкое падение своих рейтингов до и после местных выборов. Впрочем, с попытками СЛА, который пытался изменить правила игры и осуществить спорным путём крупномасштабную институционную перестановку, некоторые люди, имевшие стойкую антипрезидентскую позицию, решили после этого, что политический класс в Румынии — одно и то же, и, по их мнению, не стоит голосовать за изменения, потому что они бы не стали реальными.
Тем не менее еще одной очень важной причиной является низкая явка избирателей (из-за неудовлетворенности от политики, слишком частых выборов и т. д.), особенно во время референдума, поэтому я не удивлена результатом. Если бы не было ограничений в явке, он бы не провалился. Явка была на самом деле прекрасной, судя по тому, как мало людей приняло в нем участие.
После этого референдума Бесеску почувствует новый импульс. Впрочем, не стоит ожидать, что он как-то отреагирует на вотум недоверия, который он получил от тех, кто поддержал референдум. Он уже заявил о своей победе. Бесеску также использовал скандал с ЕС против румынского правительства, а скандалы, касающиеся Понты, — он использовал в качестве аргументов против СЛА.
Понта, с другой стороны, также объявил о победе, он использует «положительные» ответы референдума, чтобы продемонстрировать нелегитимность Бесеску как президента и то, что СЛА пользуется поддержкой народа. Поэтому борьба только усилится и обострится — а это может означать блокирование работы правительственных учреждений.
В идеале, правительство и президент должны примириться, потому что иначе они несут обоюдные потери, которые навредят управлению. Однако я сомневаюсь в том, что они пойдут на примирение.
Брюссель ненавидит нестабильность. Так что им, конечно, не нравится борьба, продолжающаяся между менее чем законным президентом и дискредитированным румынским правительством. Особенно во время кризиса. На мой взгляд, они приложат достаточно большие усилия для примирения. За Румынией будут внимательно следить и, вероятно, она не будет симпатична для ЕС в течение некоторого времени.