В этом веке Украина будет игроком или пешкой в глобальных отношениях между Россией и всем остальным миром. Геополитическая ориентация Украины важна в первую очередь по географическим, а не идеологическим причинам. Стратегическое положение Украины между Россией и Восточной Европой, а также ее позиция на Черном море, которое она делит с Турцией и Закавказьем, — это реальность, придающая Украине ее текущую геополитическую значимость. Учитывая это положение, Украина попадет в сферу влияния и потянется либо к Западу, либо к России.
Если она попадет в российскую сферу влияния, то станет трамплином для дальнейшего российского господства над энергетическими трубопроводами в Европу и, как следствие, расширения сферы влияния (читай: контроля) в Восточной Европе. Или же Украина может быть частью Запада, успешным препятствием против экспансионистских тенденций России, военной базой для помощи союзникам США на Кавказе и продолжать двигаться по пути рыночных реформ. Региональная значимость Украины провоцирует Россию, в то время как США и западные союзники должны отражать российское господство в Украине любой ценой. Этого конфликта нельзя избежать.
Украина является жизненно важной для будущего России по трем ключевым причинам, каждая из которых связана с географической реальностью. Морские порты на российском Севере страдают от погодных условий, и их можно заблокировать через пролив Скаггерак между Данией и Швецией. Таким образом, стране требуется южный порт — для торговли и в качестве базы для российского флота. Сегодня Россия арендует военно-морскую базу у Украины в крымском городе Севастополь. Срок аренды истекает в 2017 году. На сегодняшний день Украина не хочет возобновлять договор об аренде. России нужно будет сделать все возможное, чтобы сохранить контроль над Севастополем независимо от каких-либо законных соглашений.
Во-вторых, Украина формирует если не политический и идеологический, то, по крайней мере, географический барьер между Россией и большинством ее бывших сателлитов в Восточной Европе. Господство России в Молдове, Румынии, Венгрии, Болгарии и на всем Балканском полуострове невозможно без предварительного достижения превосходства в Украине.
В-третьих, в свободной и ориентированной на Запад Украине можно разместить американские или натовские войска и корабли, в которых так нуждается регион. По мере того, как усиливается воинственность Ирана и растет угроза потенциального военного конфликта, сильные западные союзники на Кавказе станут еще более важны. Как мы увидели этим и прошедшим летом, отсутствие военных ресурсов в регионе устраняет любую попытку сдерживания российской агрессии.
Будущее Украины осложняет региональная этническая раздробленность страны, также зависящая от географии. Северная и Западная Украина плотно населена этническими украинцами, в то время как в Восточной и Южной Украине есть несколько провинций, граничащих с Россией, где большинство населения является этническими русскими. Лишь в Севастопольском регионе, где располагается российский флот, 80 процентов населения являются этническими русскими.
РФ продолжает использовать эту связанную с географией этническую раздробленность. Москва поддерживает пророссийские группы в стране, а также предлагает этническим русским, живущим в Украине, российские паспорта, что, возможно, является укреплением фундамента для дальнейших претензий на украинскую территорию. Это воспроизведение подготовки к прошлогоднему грузинскому конфликту, когда Россия раздавала паспорта этническим русским в Южной Осетии и Абхазии. Защита этих «российских граждан» послужила оправданием, хотя и слабеньким, для военного вторжения в Грузию. Поступит ли Россия также и в Украине?
В результате этой концентрации этнических россиян у границы с Россией, а также на юге — в Крыму и в Севастополе, Восточную Украину будет постоянно тянуть в сторону России, в то время как западные провинции будут тянуть к ЕС и США.
Для того, чтобы США могли уменьшить тянущую силу к (и от) России, Вашингтон должен рассмотреть возможность использовать российскую тактику в попытке заблокировать российскую агрессию. США следует открыть многочисленные консульства в Восточной и Южной Украине, особенно в городах, где преобладают этнические русские: Севастополе, Донецке и Харькове. Единственной целью этих консульств должно быть: 1) увеличить/ускорить эмиграцию этнических русских в США; 2) создать возможности обмена для студентов; 3) увеличить объем туризма и бизнеса с США; 4) установить невоенное, дипломатическое присутствие США в регионах, на которые положила глаз Россия. Если изменить экономику и демографию в этих регионах, непрестанное притяжение к России ослабится, в то время как демографическая реальность тех, кто склоняется в сторону Запада, увеличится. Уменьшающееся число этнических русских в Украине снизит вероятность того, что Россия поддержит сепаратизм или движения в пользу интеграции с Россией, а также может уменьшить число зависящих от демографии этнических претензий на украинскую территорию.
Россия разыграла демографическую карту в Грузии и, похоже, готовит почву для того, чтобы разыграть такую же карту в Украине. США могут и должны с полным основанием использовать свою иммиграционную политику как часть комплексной стратегии по воспрепятствованию российской самоуверенности и для того, чтобы обезопасить будущее Украины, ориентированной на Запад.
КСТАТИ
Москва не исключает вторжения в Крым в будущем под предлогом защиты российских интересов, считает российский военный эксперт Павел Фельгенгауэр. Такое мнение он высказал для американского аналитического Фонда «Джеймстаун», анализируя последние действия Кремля, сообщает «Радио «Свобода». По оценке Фельгенгауэра, украинские вооруженные силы неэффективны, но пока что и российское войско не готово к так называемой освободительной кампании в густонаселенных районах Украины. Перед тем как Россия сможет осуществить украинскую миссию, ей, по мнению российского обозревателя, нужно по меньшей мере три года радикальной модернизации армии и определенное перевооружение. Сейчас на горизонте Фельгенгауэр видит новую газовую войну с Киевом, а военная угроза пока что на заднем плане.
В то же время, другой военный эксперт из Фонда «Джеймстаун» — Роджер Макдермотт — отмечает, что после российско-грузинской войны в августе прошлого года Россия начала масштабные изменения в своей армии, планируя реформировать ее до 2020 года.
Вопреки определенному скепсису на Западе, обозреватель считает, что уже до конца этого года российскую армию нельзя будет узнать. По состоянию на начало этого года уже половину российских дивизий заменили на бригады, которые послали на обучение, чтобы испытать новые структуры.
Быструю, или же даже поспешную, военную реформу дополняют правовые шаги. В этом ключе обозреватель рассматривает намерения Кремля изменить порядок использования вооруженных сил России за границей ради защиты российских солдат и граждан. По оценке Макдермотта, речь идет о правовой базе для будущих российских вооруженных операций за границей. Эксперт не исключает, что через несколько лет обычные вооруженные силы России не будут иметь конкурентов на бывших советских территориях и будут готовы к внезапному и решительному вмешательству с минимальными последствиями для международного авторитета России.