Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

США подтвердили свои обязательства

Костантин ГРИЩЕНКО: Украинское правительство сегодня не имеет другого пути в проведении реформ, чем «действовать как бульдозер»
16 февраля, 2011 - 20:50

«Украина оправилась в замечательное путешествие. Соединенные Штаты хотят помочь на этом пути. Мы хотим убедиться, что прогресс является ощутимым и выгоды есть реальными для украинского народа. И я благодарю вас, министр, за то, что вы являетесь частью руководства, которое движется в правильном направлении для Украины и украинского народа». Так завершила свое выступление госсекретарь Хиллари Клинтон перед подписанием Совместного заявления по итогам третьего заседания украинско-американской Комиссии стратегического партнерства. Это заседание, состоявшееся на днях в Вашингтоне, продемонстрировало намерение сторон активизировать сотрудничество во всех отраслях, а заодно и осветило проблемы, которые могут воспрепятствовать этому. «Мы засучили рукава, господин министр, чтобы достичь нашей общей цели — построить более безопасную, богатую и демократическую Украину», — заявила на заседании госсекретарь Хиллари Клинтон. При этом она прибавила, что в ходе переговоров с украинской делегацией во главе с министром иностранных дел Константином Грищенко стороны обсудили «много вопросов, включая последующее сотрудничество в вопросе нераспространения ядерного оружия, а также нашу поддержку намерений Украины усиливать демократию и верховенство права, сотрудничество в таких глобальных делах, как продовольственная безопасность и борьба с ВИЧ-СПИ-Дом».

Как отмечается в общем заявлении, США подтвердили свое обязательство «оказать необходимую техническую и финансовую помощь в размере около 50 млн. долларов США к саммиту по ядерной безопасности в 2012 году как составляющую усилий, включительно с финансовыми и другими ресурсами, необходимыми для построения современного объекта с источником нейтронов, который будет содействовать развитию сотрудничества в сфере мирного использования ядерной энергии». Кроме того, госпожа Клинтона сообщила, что США предоставят 20 млн. долларов на программу по усилению украинского сельскохозяйственного сектора и помогут нашей стране развить потенциал главного контрибьютора глобальной продовольственной безопасности.

Вместе с тем госсекретарь призвала украинское правительство искать взаимопонимание и точки соприкосновения с представителями гражданского общества страны. «Правда заключается в том, что Украина является достаточно зрелой для того, чтобы реализовать надежды собственных граждан в настоящую демократию и процветающую экономику. Она имеет хорошо образованное и предприимчивое население, глубокие основы демократии, включая энергичное гражданское общество, с представителями которого я сегодня встречалась, а также располагает значительным потенциалом стать энергетически независимой и возможностью быть лидером по ключевым региональным и глобальным проблемам», — отметила Хиллари Клинтон.

Характерно, что в общем заявлении содержатся пункты о преданности сторон общим ценностях, укреплении демократии, верховенстве права, развитии политического плюрализма, проведении судебной реформы и борьбе с коррупцией. Более того, в настоящем документе украинская сторона признала, что ответственность и подотчетность должны быть основой жизнеспособной и постоянной демократии, и подтвердила свою стратегическую цель — проведение реформ в соответствии с европейскими стандартами, а также считает необходимым привлечение гражданского общества и представителей широкого спектра политических кругов. К слову, Грищенко пообещал Клинтон, что «украинская делегация передаст послание и мнения американской стороны в Киев, а также выразил надежду, что озвученные и обсужденные во время встречи тезисы, будут услышаны в Вашингтоне». Остается надеяться, что украинская власть не только на словах или на бумаге будет придерживаться упомянутых выше демократических принципов.

Следует отметить, что главе украинского внешнеполитического ведомства пришлось много говорить о внутренней политике в стране. Выступая в Институте Карнеги в Вашингтоне, он заявил следующее: «Я не согласен с теми политическими кассандрами, которые утверждают, что ситуация с демократическими свободами в Украине ухудшается. Это спекуляции, отображающие эмоциональную реакцию части общества, которая до сих пор не хочет признавать результаты президентских выборов. Но их заявления, по-моему, не отражают реальные факты. Если вы посетите Украину сегодня, то увидите уровень политической прозрачности, которую можно сравнить с западными демократиями». По словам министра, с приходом Виктора Януковича к власти в Украине начались реальные реформы. Украинский высокопоставленный чиновник в деталях рассказал присутствующим на встрече о шагах правительства по борьбе с коррупцией. Как утверждает Грищенко, другого пути в проведении реформ, чем «действовать, как бульдозер», украинское правительство сегодня не имеет.

Присутствующие в зале представители украинской гражданской общественности с этим категорически не согласны. Вот что отметил бывший глава администрации президента Ющенко Олег Рыбачук: «В стране все происходит наоборот. Нет диалога между обществом и властью. Общественные советы, в том числе в Министерстве иностранных дел, это полный абсурд. Об отношениях власти и бизнеса можно спросить у предпринимателей. Но то, что организаторы налогового Майдана до сих пор или находятся под арестом или ходят на допросы, как на работу, — это факт. То, что происходит в Украине, это — использование уголовного права против политиков. Это признало европейское сообщество, это признал Государственный департамент. В устах же министра это звучит как какое-то недоразумение».

И действительно, пока еще диалога между властью и общественностью нет. И эту проблему аж никак не может решить широко разрекламированный телепроект «Разговор со страной» — трехчасовое общение Виктора Януковича в прямом эфире шести общенациональных телеканалов: «Интер», «1+1», ICTV, ТРК «Украина», НТКУ та «5 канал». А скорее всего это станет своего рода пиаром для президента, подобно до того, как это происходит в соседней стране, где год от года Владимир Путин ставит рекорды по времени общения и количеству ответов на вопросы. В европейских странах и США такого нет, ибо там главы государства, как и надлежит, решают общегосударственные дела, а проблемами граждан занимаются местные органы власти, понятное дело при взаимодействии с общественностью и ее контролем.


***

«День» обратился к заместителю генерального директора Центра Разумкова, бывшему заместителю министра иностранных дел Украины Валерию ЧАЛОМУ с просьбой прокомментировать призыв госсекретаря США к украинским властям искать взаимопонимание и точки соприкосновения с представителями гражданского общества страны, а также рассказать, есть ли у США рычаги влияния на власть в Украине, чтобы та придерживалась демократических принципов в своей деятельности.

— Прежде всего, хочу заметить, что этот сигнал звучит не первый раз со стороны представителей США и ЕС. Этот призыв — реакция на давление самого гражданского общества в Украине, которое, откровенно говоря, было несколько обескуражено тем, что действующая старая-новая власть не понимает, что механизмы прямого общения и обратная реакция гражданского общества предоставляют ей больше возможностей для непопулярных действий, дают ей большую легитимацию решений. Вообще, создается впечатление, что нет не только желания, но и понимания действий этого инструментария и важности прямой связи. И эту связь не заменит общение с народом через телеканалы. Это должно быть дорогой с двусторонним движением. Я знаю, что сейчас у власти находятся люди, которые никогда не считали действительно важной такую работу. Это их внутреннее состояние и внутреннее понимание. А чтобы сохранить антураж, продолжают создаваться какие-то общественные советы, комиссии, куда в основном приглашают лояльные проверенные кадры либо представителей государственных аналитических учреждений. Поэтому сегодня идет неискренняя игра с гражданским обществом, а реальной работы не происходит. Я уже не говорю о том, что нет никакой реакции на предложения и наработки аналитических структур. Единственное, что может «успокоить», — это то, что действующая власть и послушное большинство в парламенте вообще игнорируют мнение политической оппозиции, что уж говорить об институтах гражданского общества. Я думаю, они очень скоро поймут свои ошибки. Уже сегодня представителям исполнительных структур придется вести нехарактерную дискуссию с представителями оппозиции, что вообще выглядит абсолютно неестественно и смешно. Потому что политическая дискуссия должна вестись между политическими партиями, а исполнительная власть должна выполнять свою функцию, особенно когда произошло возвращение к старой Конституции. Последний момент заключается в том, что результатом отсутствия такого взаимодействия станут очень плохие тенденции для самой власти. Это лишь ускоряет отношение к режиму как к декларирующему реформы, а на самом деле осуществляет несколько иные действия, декларирующие европейскую интеграцию, однако я не увидел каких-либо кардинальных инициатив в этом направлении; в котором изъявлено желание демократической модели развития, не понимая, какие органичные элементы этой модели должны быть в Украине.

Теперь по поводу возможного влияния США на преданность украинских властей демократическому развитию страны. С одной стороны, у нас уже было такое, что внешние оценки влияли на внутреннюю ситуацию. Но я убежден, что этот вопрос — внутри страны. А когда на официальных переговорах главе дипломатии независимой страны указывают на абсолютно понятные принципы взаимодействия внутри страны, тогда должно быть стыдно за то, что такие вопросы затрагиваются на официальном уровне. Раньше мы уже вышли на нормальный режим работы власти, оппозиции и гражданского общества, развивали его. А теперь создается впечатление, что мы возвращаемся к взаимодействию начала 2000-х годов.

Конечно, должна быть реакция на замечания со стороны стратегического партнера. Это не просто комментарий, а официальная позиция, которая может способствовать или навредить развитию двусторонних отношений. А у Украины есть интерес, и она ждет поддержки США, включая сферу безопасности, экономики и энергетики. Поэтому полагаю, что реакция будет. Другое дело — будет ли она бутафорской, чтобы просто успокоить партнеров, или реальной. Я пока еще в этом плане довольно пессимистично смотрю на ситуацию. Опять же нельзя сделать качественные вещи под каким-то давлением. Это должно быть органичной частью самого видения политикума, а, по моему мнению, на сегодня это видение у тех, кто пришел к власти, просто отсутствует. Хочу подчеркнуть: возможно, у других политических сил, которые раньше были у власти, а теперь в оппозиции, тоже не формировалось автоматически такое отношение, но за годы взаимодействия оно все-таки было. Если сравнить с периодом не президента Ющенко, а президента Кучмы, то даже тогда взаимодействие в сложных условиях было более эффективным. Тогда принимались проекты законов, предлагавших аналитические негосударственные институты. Тогда шло активное обсуждение на площадках, и не только на шоу-программах, а на настоящих площадках экспертной оценки. Причем с привлечением представителей как власти, так и оппозиции, а также негосударственных структур. Сегодня этого фактически нет.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ