Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

США – Россия: ни прорыва, ни «откровенного» разговора

Олег ШАМШУР: Только применение системных и экономических санкций может заставить Путина пойти на диалог с украинской стороной
1 апреля, 2014 - 12:48
ФОТО РЕЙТЕР

Очередной раунд переговоров в Париже между госсекретарем США Джоном Керри и шефом российской дипломатии Сергеем Лавровым закончился провалом. Обе стороны не смогли прийти к согласию относительно решения украинского вопроса. Напомним, что на этот раз переговоры между представителями США и России возобновились по инициативе российского президента Владимира Путина, который в прошлую пятницу позвонил по телефону главе Белого дома Бараку Обаме, когда тот находился с визитом в Саудовской Аравии.

Кстати, этому звонку предшествовало заявление со стороны американского президента в адрес Кремля, что дипломатическое решение украинско-российского кризиса возможно только в том случае, если Россия отведет свои войска от границы с Украиной и не будет «предпринимать никаких шагов для последующего нарушения суверенитета и территориальной целостности Украины».

На пресс-конференции Джон Керри сообщил, что прорывов в переговорах после четырех часов «откровенного» разговора нет. Он также отметил, что никаких решений относительно будущего Украины не будет приниматься без участия новой украинской власти. «Украинцы сами выберут свое будущее. Мы не обсуждали это сегодня вечером, потому что это было бы нечестно при отсутствии представителя Украины», — сказал госсекретарь США.

Сергей Лавров на отдельном брифинге рассказал о том, что Москва и Вашингтон намереваются сотрудничать с правительством Украины относительно соблюдения прав русскоязычных жителей Украины. Как сообщают СМИ, российская сторона ничего нового во время этих переговоров не предложила. Это, как и прежде, федерализация Украины, русский язык — второй государственный и нейтральный статус государства, который должен быть вписан в Конституцию.

«День» обратился к экс-послу Украины в США Олегу ШАМШУРУ с просьбой прокомментировать встречу Керри и Лаврова и рассказать, о чем свидетельствует то, что последний телефонный звонок между президентами США и России состоялся по инициативе Путина с предложением найти дипломатическое решение украинского кризиса.

«...МЕЖДУНАРОДНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ И САНКЦИИ ОТНОСИТЕЛЬНО РОССИИ НАЧИНАЮТ СРАБАТЫВАТЬ»

— Это означает одно: международная изоляция и санкции относительно России начинают срабатывать. Ничем другим нельзя объяснить звонок Путина и намерение Лаврова вести переговоры. Что касается самих переговоров между Лавровым и Керри, то я к ним отношусь достаточно осторожно.

Почему?

— Честно говоря, я не вижу предмета для переговоров. То есть Россия является агрессором и единственное, что она пытается сделать во время переговоров, вдобавок к аннексии Крыма, навязать Украине свою повестку дня. Те действия, которые имеют место относительно Украины, продолжаются с применением других средств вмешательства во внутренние дела Украины. Очень хорошо, что Керри, судя по поступающим сообщениям, дал понять Лаврову, что все вопросы, которые касаются Украины, должны решаться при участии Украины. И это принципиальный вопрос для нас.

Политолог Березовец написал, что одно из новых российских предложений заключается в демилитаризации Крыма, выведении с полуострова российских войск, внедрении общего управления и потом проведении  нового референдума. И это вроде бы в обмен на то, что Украина пропишет в Конституции нейтральный статус и возьмет обязательство не вступать ни в НАТО, ни в ЕС.

— Очень трудно комментировать то, что опирается на неопределенные источники. Если даже поверить в то, что они согласятся на демилитаризацию Крыма и общее управление, то отказ от членства в ЕС и НАТО, с моей точки зрения, это абсолютно неприемлемая база для переговоров. Потому что Россия опять хочет загнать нас в зону своих интересов и навязать свою внешнеполитическую ориентацию. Не только потому, что они будут пытаться нам навязать и вектор внутреннего развития, который нравится России, но и чтобы держать Украину под своим влиянием.

«...ЛУЧШИМ ЩИТОМ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ УКРАИНЫ МОЖЕТ БЫТЬ ЧЛЕНСТВО В НАТО»

Не считаете ли вы недостатком нынешней власти то, что она «плохо» просит ПДЧ, ведь во время пресс-конференции в Брюсселе Обама сказал, что ни Украина, ни Грузия сегодня не находятся на пути к НАТО? Нужно ли нам сейчас до президентских выборов актуализировать эту тему — членство в НАТО, ввиду того, что Будапештский меморандум не обеспечил территориальную целостность нашего государства?

— Я был, остаюсь и буду оставаться твердым сторонником членства Украины в НАТО. Надо признать, что отношение к этому далеко неоднозначное среди стран-членов НАТО, в частности тех, кто имеет особенный вес. Если по тем или иным внешнеполитическим соображениям сегодня действующая власть не готова к активизации и более активному обсуждению этого вопроса, то сейчас есть такая возможность, чтобы изменить взгляд нашего населения на вопросы безопасности, на более надежные средства обеспечения безопасности Украины. И минимум, что должна сделать власть, начать откровенный и честный диалог с обществом о НАТО, тем более что сейчас для этого есть очень благоприятные условия. И не делать этого нельзя.

И этот вопрос должен звучать во время президентской кампании?

— Это выбор каждого кандидата в президенты. Но по крайней мере это должно быть элементом диалога кандидата с обществом.

Кстати, у нас на встрече в газете во время круглого стола на тему «»Температура»» сегодняшнего дня: диагноз и рецепты» экс-премьер-министр Евгений Марчук сказал, что, сдав третий по величине ядерный арсенал, Украина сыграла ключевую роль в укреплении безопасности США. И поэтому очевидно, что и мы имеем со своей стороны право ждать от США больше поддержки, возможно, даже подписания соглашения об оборонном союзе. Что вы скажете?

— Я думаю, что лучшим щитом для безопасности Украины может быть членство в НАТО. Если так или иначе это не получится в ближайшее время, есть другие инструменты. В частности двусторонние соглашения о безопасности. Но для того, чтобы реализовать такой вариант, тоже необходима политическая воля со стороны Соединенных Штатов или других стран, но, скорее, со стороны США. Безусловно, надо ставить вопрос шире. В сущности, сегодня фактически разрушена система безопасности и серьезно подорвана система нераспространения ядерного оружия, ведь Будапештский меморандум оказался абсолютно недееспособным. Поэтому сейчас  серьезно надо думать не только Украине, но и другим странам, подписавшим меморандум: Великобритании, США, Китаю и Франции, — каким образом обеспечить гарантии безопасности Украины. Ведь если это не произойдет в ближайшее время, то это будет катастрофический сигнал, который будет влиять на всю систему нераспространения системы ядерного оружия.

Поскольку переговоры Керри и Лаврова в Париже закончились провалом, то как, с вашей точки зрения, можно заставить Россию вести переговоры с Украиной непосредственно, чтобы другие не решали за нас украинский вопрос?

— Для этого необходимо подключение Европы ко всем средствам влияния. А заставить Россию вообще остановиться и начать нормальное общение с украинской стороной может только одно: повышение давления на Россию. Только применение системных и экономических санкций может заставить правящие круги России, Путина более реалистично смотреть на ситуацию и вступить в контакт с украинской стороной. Но тогда есть принципиальный вопрос, который может быть предметом переговоров. Для меня абсолютно понятно, что предметом переговоров не должны быть вопросы, которые касаются внутреннего развития Украины и которые Украина решает сама. Мы не хотим превратиться в страну формально независимую, суверенную, но абсолютно зависимую от России.

Сегодня создается впечатление, что третьего этапа санкций — экономических — со стороны Европы не будет. Более того, многие западные компании выступают против санкций. В частности французская Тоталь ведет переговоры о добыче сланцевого газа в России, ведущие немецкие компании тоже приводят аргументы о вредности санкций для самой европейской промышленности. И получается, что увеличения давления на Россию вряд ли можно ожидать, не так ли?

— Это возможно, если быть реалистом. Но если это не будет сделано, то те, кто этого не сделал, учитывая те или иные меркантильные или политические рассуждения, вынуждены будут через год-два заплатить гораздо большую цену. Это должны понять европейцы и Соединенные Штаты. То есть речь не идет о сочувствии или чистой помощи Украине. Здесь под угрозой интересы безопасности Соединенных Штатов и Европы. То есть они должны проявить дальновидность именно с точки зрения собственных интересов.

И чего можно ждать Украине от заседания ГА ООН, которое состоится в понедельник вечером и будет проводиться по инициативе Украины и Литвы, где ожидается выступление лидера крымскотатарского народа?

— Надо отметить, что голосование на ГА ООН в прошлый четверг оказалось лучше, чем мы ожидали. Я думаю, что это заседание будет еще одним свидетельством внимания международного содружества к украинскому вопросу и будет еще одним подтверждением международной изоляции России. И очень важно, что там будут присутствовать представители крымскотатарского народа. Потому что надо понимать, что ситуация в Крыму является потенциально взрывоопасной именно в отношении обеспечения прав человека. В частности речь об обеспечении прав крымскотатарского народа. Я думаю, что внимание к этому вопросу абсолютно необходимо, но необходимы и действенные меры по обеспечению прав человека на территории Крыма.

КОММЕНТАРИЙ

«СО СТОРОНЫ США ЛУЧШЕ БЫЛО БЫ ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ РОССИЯНАМ, ЧТО ИХ ДЕЙСТВИЯ БУДУТ ИМЕТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ...»

Д-р Мэтью РОЖАНСКИ, директор Института Кеннана в Международном центре им. Вудро Вильсона:

— Я считаю, что решение находится посередине: ни принятие незаконного захвата Крыма, ни перманентный конфликт с Россией. Но это требует готовности от западной стороны поддерживать твердую и ясную позицию относительно недопущения аннексии Крыма с последствиями для отношений с Россией, в том числе санкций. Вместе с тем нет никаких причин, почему бы Керри и Лаврову не вести переговоры относительно отведения российских войск на границах с Украиной и обсудить общую ситуацию в Украине.

Может, для России было бы лучше добиться федерализма, но все, что демонтирует суверенитет Украины, будет неприемлемый для большинства украинцев, поэтому это не может быть просто навязано внешними силами. Наверное, разумнее было бы сосредоточиться на децентрализации власти практическими и небольшими шагами, с гарантированием прав меньшинств, наделяя полномочиями министерства, которые будут возглавлять профессионалы.

Что касается Будапештского меморандума, то проблема заключается не в том, что с моральной точки зрения США или другие обязаны своей безопасностью Украине.  Это сейчас не суть важно, потому что Украина потеряла свою безопасность и не существует реалистичного варианта для западной интервенции. Вопрос в том, что может быть сделано, чтобы помочь решить эту ситуацию. Должно быть очевидно, что западная военная акция в защиту территории Украины даст Путину повод для более широкого вторжения. Это было бы кошмаром для Украины. Со стороны США лучше было бы продемонстрировать россиянам, что их действия будут иметь последствия, и помочь Украине установить контроль над внутренней ситуацией и осуществлять разумную политику так, чтобы не существовало никаких оправданий для российской интервенции. Украина может защитить себя, но самая разумная оборона — это избежать условий, которые будут поощрять последующее российское вмешательство.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ