Сейчас требуется, чтобы лидеры ЕС перестали делать вид, что проблема демографического старения Европы может быть решена за счет большей внутренней мобильности трудовых ресурсов. Вместо этого ЕС необходима обширная управляемая иммиграционная политика
По общему мнению участников, недавний саммит ЕС в Стокгольме был скучным занятием. Лидеры ЕС немного продвинулись в создании единого финансового рынка, охватывающего Союз, а также в учреждении стандартного европейского патента. Прочие предложения по экономической либерализации зашли в тупик. Идея единой зоны контроля над воздушными перевозками в Европе была заблокирована из-за спора, возникшего между Великобританией и Испанией по поводу Гибралтара, предложения по либерализации снабжения газом и электроэнергией встретили сопротивление со стороны Франции, которая выступает за преимущества коммунального обслуживания сектора коммунального хозяйства.
Тем не менее, хорошей новостью стало одно известие, а именно: Стокгольмский саммит засвидетельствовал первые признаки того, что ЕС, наконец, сможет, едва передвигая ноги, подобраться к идее, до сих пор представлявшей собой табу: Европейскому Союзу может потребоваться единая иммиграционная политика. До недавнего времени правительства государств — членов ЕС придерживались двух идей об иммиграции: все они разделяли мнение, что обычную иммиграцию необходимо ограничивать или предотвращать, а также все соглашались, что ищущих убежища нужно поносить как «фиктивных» экономических мигрантов, они должны сдерживаться с помощью политики утомления, запугивания и — в некоторых случаях — содержания под арестом.
В дополнение к этому некоторые правительства государств — членов, таких как Германия и Австрия, продемонстрировали озабоченность тем, что расширение ЕС вызовет приток ищущих работу из Центральной и Восточной Европы, и дали понять, что они потребуют отсрочки на долгое время в предоставлении свободы передвижения трудовых ресурсов из любого государства — нового члена Союза. Восемнадцать месяцев назад, на саммите в Тампере, лидеры ЕС заявили, что они признают «необходимость более эффективного управления миграционными потоками». Тем не менее, в действительности они имели в виду более сильные меры по предотвращению нелегальной иммиграции.
И все же лидеры ЕС должны признать то, что знают все: население Европы не просто стареет, оно начинает сокращаться и, вероятно, будет продолжать постепенно сокращаться в грядущие десятилетия. На саммите в Стокгольме лидеры делали вид, что решение проблемы старения Европы будет найдено в большей мобильности работы, большей гибкости и будущей экономической реформе. Тем не менее, ясен тот факт, что спад населения Европы может быть сдержан только за счет значительной внутренней иммиграции.
В феврале ООН опубликовала свои самые последние прогнозы о мировом населении на ближайшие 50 лет. В общих чертах, ожидается, что население наименее развитых стран мира увеличится с 4,9 миллиарда сегодня до 8,2 миллиарда в 2050, тогда как население развитых регионов в среднем останется стабильным на уровне 1,2 миллиарда. В рамках развитого мира, тем не менее, ожидается, что население Европы резко сократится.
В некоторых европейских странах, таких как Франция и Ирландия, население в действительности увеличится. Но в других странах произойдет резкое снижение его численности. Население Германии сократится с 82 миллионов до всего 71 миллиона, в Италии соответственно с 57,5 миллиона до 43 миллионов, а в Испании с приблизительно 40 миллионов до чуть более 31 миллиона. «В целом же население ЕС сократится с 376 миллионов до 339,3 миллиона, сокращение на 37 миллионов, или 10%. Еще более резкое сокращение ожидается в странах Центральной и Восточной Европы — кандидатах на вступление в ЕС, в целом с 105 миллиона до 85 миллионов, сокращение на 20 миллионов, или на приблизительно 20%.
Смысл этого чрезвычайно глубок. Во-первых, на краткосрочный временной период ЕС нуждается в существенном количестве иммигрантов. Во-вторых, страх перед приливной волной иммигрантов из Восточной Европы — преимущественно популистская фантазия. В третьих, Восточная Европа сама нуждается в значительном числе иммигрантов.
К этому сценарию необходимо добавить два стратегических замечания. Во-первых, вероятно, что население Турции в ближайшие 50 лет значительно увеличится, с 66 миллионов до почти 100 миллионов. Сейчас, в принципе, Турция считается потенциальным кандидатом на вступление в ЕС. Но если подсчеты ООН верны, то население Турции в 2050 году будет гораздо больше населения любого государства — члена ЕС, включая Германию, и будет представлять собой приблизительно 20% населения расширенного ЕС. Увеличение населения Турции может почти выровнять сокращение населения в сегодняшних 15 государствах — членах ЕС, но маловероятно, что существующие сегодня государства — члены сочтут это удовлетворительным для себя.
Более того, стратегический баланс для востока Европы также трансформируется, так как ожидается, что население России и Украины сократится гораздо более значительно, чем население ЕС. Население России, в настоящий момент составляющее 145,5 миллионов, согласно прогнозам сократится до 104,5 миллиона; предполагается, что население Украины сократится с приблизительно 50 миллиона до 30 миллионов, поразительное сокращение на 40%.
Этому региональному примеру сокращения населения в Европе, России и Украине должна быть противопоставлена более крупная картина глобального увеличения на 3 миллиарда человек, преимущественно в развивающемся мире. Считается, что потребность Европы в иммигрантах, вероятно, будет сочетаться с массивным иммиграционным давлением развивающихся стран на развитый мир.
Сейчас требуется, чтобы лидеры ЕС перестали делать вид, что проблема демографического старения Европы может быть решена за счет большей внутренней мобильности трудовых ресурсов. Вместо этого ЕС необходима обширная управляемая иммиграционная политика. Это, без сомнения, сложная задача для политиков, особенно принимая во внимание наследие политики ксенофобии в слишком многих государствах — членах ЕС. Но она должна быть решена, и в скором времени.