Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Старые песни о главном. По-новому?

На заседании премьер-министров в Ялте вновь говорили о реформировании СНГ
12 октября, 1999 - 00:00

Украинская правительственная делегация на заседании Совета глав правительств СНГ 8 октября в Ялте подписала 17 из 22 документов, которые были вынесены на заседание. О плодотворности подписанных документов говорить пока что рановато. Однако то, что было рассмотрено немалое количество вопросов на встрече уже само собой внушает оптимизм. Если бы, конечно, была уверенность, что подписание такой массы бумаг не является проявлением межгосударственной истерии, предвестником недалекого краха СНГ. Правда, участники встречи были намного более оптимистичными и то и делали, что бросали налево и направо словеса о светлом будущем сотрудничества между странами- членами. А пока что — на повестке дня — все те же вопросы о реформировании СНГ, в успех которого, кажется, уже никто не верит, почему и не принимается конкретных мер. Результат всех предыдущих встреч президентов, премьеров — преимущественно множество хороших слов о перспективах.

На этот раз правительственная делегация Украины, как сообщает Интерфакс, подписала положения об Исполнительном комитете СНГ, Экономическом совете Содружества, а также о механизме реализации решений Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. Настораживает, правда, тот факт, что эти документы подписываются только на восьмом году существования организации. Очевидно, что без двух последних документов Содружество существовало фактически как «бумажное»... Положениям о создании комитета и совета хотелось бы пожелать только лучшего, — но как бы они не стали процессом номенклатуризации и лишней бюрократизации.

Премьеры подписали ряд межгосударственных договоров, в том числе Соглашение о порядке таможенного оформления и контроля товаров, которые перемещаются между государствами- участниками Содружества. Несколько подписанных документов касались экономического и социального развития СНГ, а также совместной борьбы с преступностью и терроризмом. Рассмотрели премьеры и вопросы формирования зоны свободной торговли. Как сообщил на итоговой пресс- конференции исполнительный секретарь СНГ Юрий Яров, теперь соглашение о создании зоны свободной торговли на территории СНГ от 15 апреля 1994 года и Протокол к нему от 2 апреля 1999 года ратифицировали только парламенты Таджикистана, Украины, а также нижняя палата белорусского парламента. Яров выразил надежду, что зона свободной торговли уже в ближайшее время может быть введенной на территории этих трех стран. В то же время не забывали премьеры подчеркивать на заседании и собственные национальные интересы. Глава российского правительства Владимир Путин заявил, что в принятии решения о введении зоны свободной торговли Россия будет исходить из «собственных национальных интересов, как действовали и другие страны СНГ». Не верят, правда, в эти «интересы» другие эсенговцы, считая, что за непринятием Москвой соответствующего решения стоит простое торможение...

КОММЕНТАРИЙ

При нынешних условиях СНГ просто обречено на безфункциональное прозябание, — считает директор Института украинско- российских отношений Сергей ПИРОЖКОВ. Одна из главных причин заключается в том, что концептуальные основы, которыми члены содружества могли руководствоваться еще несколько лет тому назад, сегодня оказались ошибочными. Россия фактически неспособна выполнять роль интегратора: своими проблемами она только отталкивает других партнеров. Это и привело в результате к тому, что государства- члены пытаются взять на себя инициативы, которые отражаются на развитии «горизонтального» сотрудничества. Скажем, на сотрудничестве Украины с государствами Средней Азии, Молдовой. Россия осуществляет этот процесс в виде союза с Беларусью. Однако, ни в коем случае нельзя считать создание экономических организаций противопоставлением той же России или же СНГ. Это касается и ГУУАМа. Смогла ли бы Украина взять на себя роль основного интегратора? Вряд ли. Для этого нужна стабильная экономическая ситуация. Отсутствуют у нас и властные мощности. В любом случае Украина должна исходить из собственных национальных интересов.

Сергей СОЛОДКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ