Разноуровневая и разноскоростная интеграция в рамках СНГ, о которой в свое время заявляла администрация президента России Владимира Путина, предполагает не только создание ЕврАзЭС, ОДКБ, ЕЭП, Союза России и Беларуси. Как показывает, в частности, ситуация вокруг Абхазии и последние события в Керченском проливе, арсенал политики России на постсоветском пространстве, мягко говоря, разнообразнее. Одной из болезненных сфер российских интересов является Кавказ. Среди кавказских республик наиболее пророссийской у нас принято считать Армению. О том, как на самом деле складываются отношения Еревана с Москвой и Вашингтоном, о пересечении российских и американских интересов на Южном Кавказе — в материале нашего армянского коллеги.
«В Центральной Азии и на Южном Кавказе мы признаем наш общий интерес в содействии стабильности, суверенитету и территориальной целостности всех государств этого региона. Россия и США отвергают показавшую свою несостоятельность модель соперничества «великих держав», которое может только усилить конфликтный потенциал в этих регионах». Это отрывок из Совместной Декларации о новых стратегических отношениях между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки, подписанной в мае прошлого года в Москве президентами Путиным и Бушем.
Тогда, сразу после подписания этого документа, его комментировали по-разному, причем преобладали скептические оценки. Сегодня, после войны в Ираке и ее прямого и скрытого влияния на развитие событий на Кавказе, число скептиков резко увеличилось. Все чаще звучат мнения о том, что очень скоро, вопреки подписанной Декларации, США и Россия открыто вернутся к модели соперничества великих держав. На наш взгляд, развитие ситуации в ближайшие несколько месяцев будет в большей степени обусловлено политикой самих стран Южного Кавказа, а не действиями США и России в регионе.
Сегодня пока что складывается такая картина — Армения обладает «сравнительной стратегической важностью» для США, Азербайджан демонстрирует «сильную предрасположенность к защите интересов США», а в Грузии у Америки «важные стратегические интересы». Именно так обозначил приоритет интересов своей страны в южнокавказском регионе исполняющий обязанности координатора американской помощи Европе и Евразии Томас Адамс, выступая в комитете по международным делам Сената США.
После периода неопределенности в армяно-американских отношениях, причиной которой стали жесткая реакция США на нарушения в ходе недавних президентских выборов в Армении, вызвавшая плохо скрываемое раздражение в официальных армянских кругах, и отказ Еревана поддержать войну в Ираке, создавалось впечатление, что Ереван и Вашинтон взяли «тайм-аут», чтобы определиться с дальнейшими шагами, несмотря на то, что визуальных признаков похолодания стороны не демонстрировали. Когда же президент США Джордж Буш наконец-то поздравил Роберта Кочаряна с переизбранием на пост президента Армении, все начало постепенно возвращаться на круги своя.
Так что пока именно Грузия, а не Армения является ареной, на которой проявляются американо-российские разногласия на Кавказе. Несколько месяцев назад российский МИД выразил озабоченность в связи с американо-грузинским соглашением о сотрудничестве в сфере обороны, предусматривающим безвизовый въезд в Грузию американских военнослужащих, размещение на ее территории американской военной техники, право беспрепятственного пересечения границы Грузии в обоих направлениях и свободного передвижения по ее территории американских военных самолетов, морских судов и наземных транспортных средств. Российское внешнеполитическое ведомство заявило, что не понимает причин «такой внезапной и чрезвычайной военной активности в чувствительном с точки зрения безопасности России Кавказском регионе».
Азербайджан в последнее время не менее активно заявляет о готовности расширять военное сотрудничество со США. Однако с учетом того, что за последние несколько лет азербайджано-российские отношения значительно улучшились, официальный Баку до сих пор не становился объектом «дипломатического гнева» Москвы. Это стало тем более очевидно после поздравительной телеграммы российского президента Ильхаму Алиеву сразу после его «блестящей» победы на президентских выборах, еще до объявления их официальных результатов. Однако такие настроения, по мнению аналитиков, возможно, временные. Ситуация может измениться в одночасье, в зависимости от того, какой внешнеполитический курс выберет для своей страны новый азербайджанский лидер.
Армения от подобных сценариев, скорее всего, пока застрахована. Несмотря на неоднократные заявления главы МИД Армении о том, что начатое в 2002 году армяно-американское сотрудничество в военной сфере «придает новый смысл и качество нашим отношениям со США», Россия не выражала какого-либо недовольства этими планами Еревана. Более того, российский взвод принял участие в состоявшихся в августе в Ереване в рамках программы НАТО «Партнерство ради мира» учениях, которые, кстати, получили высокую оценку военного руководства Североатлантического альянса. Такому отношению России может быть несколько объяснений. Во-первых, Армения сегодня, да и в перспективе тоже, является единственным реальным союзником России на Кавказе, и излишний «нажим» на нее из Москвы может заставить Ереван отказаться от комплементарной внешней политики и примкнуть к откровенно прозападному курсу своих соседей. Во-вторых, развивая военные связи со США, Армения — военно-политический союзник России и активный участник Договора о коллективной безопасности, вольно или невольно становится своего рода символом современного мира, в котором нет жесткого деления по принципу принадлежности к той или иной системе безопасности. Использование Армении в качестве подобного «символа», на наш взгляд, в одинаковой степени выгодно как России, так и США.
При этом надо отметить, что Россия, Франция и США, которые резко разошлись во взглядах на решение иракской проблемы, являются участниками посреднического формата, от успешной деятельности которого во многом зависит будущее Кавказа. Речь идет о Минской группе ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта. Сопредседатели группы не раз заявляли, что намерены посетить регион сразу после президентских выборов в Азербайджане. На наш взгляд, даже в том случае, если посредники не озвучат никаких новых инициатив по урегулированию конфликта (а так, скорее всего, и произойдет), сам факт совместного визита российского, американского и французского дипломатов будет иметь важное психологическое значение прежде всего для самих стран-сопредседателей Минской группы. Карабахское урегулирование может стать тем «звеном», которое позволит воссоздать цепь сотрудничества России, США и Европейского Союза (в лице Франции). Тем более, что подобный прецедент уже существует.
Есть еще один немаловажный фактор, который делает Армению все ближе к России. Речь об экономических интересах России в Армении, ведь не секрет, что совсем недавно армянское правительство передало российскому несколько крупных предприятий ВПК, а также практически весь энергетический комплекс страны, включая Армянскую АЭС, в погашение государственного долга перед Россией на сумму более 100 миллионов долларов. Эта сделка получила неоднозначную оценку как в Армении, так и в самой России. Но учитывая тот факт, что российский государственный монополист РАО ЕЭС недавно купил также грузинскую энергосеть, фактор экономического присутствия России в южнокавказском регионе становится все ощутимее.
И хотя границу Армении с Турцией и Ираном защищают российские пограничники, а в самой Армении действует крупная российская военная база, это отнюдь не означает, что внешняя политика Армении полностью пророссийская. Ведь еще несколько лет назад высшее руководство Армении провозгласило курс на комплементарную внешнюю политику, направленную на сбалансированные отношения как с соседями, так и с супердержавами — Россией и США. Насколько хорошо это получается, совсем другой вопрос. Известно, что до недавних пор эти страны достаточно ревностно относились к попыткам Армении сохранять некоторый баланс в отношениях. Сегодня, на фоне политического давления на Иран, этот фактор стал более чем очевиден, и активные связи Армении с Ираном вызывают определенные нарекания со стороны супердержав.
И последнее. Многие политологи в Армении склонны считать, что в случае открытия армяно-турецкой границы российское влияние в Армении постепенно начнет уменьшаться, а американское — увеличиваться. На наш взгляд, учитывая вековые армяно-российские связи и фактор двухмиллионной армянской диаспоры России, вероятность такого процесса мала. Скорей всего, Армении удастся хотя бы в ближайшем будущем сохранять баланс во внешнеполитических отношениях и руководствоваться девизом легендарного кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»