Визит Степашина в США должен по существу выполнить две функции. Во-первых, продемонстрировать, что Москва успокоилась после акции НАТО в Югославии и опять становится открытой для Запада. Кстати, одновременно с этим визитом российский министр иностранных дел Игорь Иванов уже заявил о необходимости открытого диалога между Россией и НАТО — например, для предотвращения ошибок, подобных косовской. Во-вторых, или даже, во-первых, Москва откровенно желала заручиться поддержкой Вашингтона своей политики, которая будет в ближайшее время отождествляться в первую очередь с именем генерала Степашина. Штаты, похоже, против этого не возражают. «Гор интересовался ситуацией в России, и эта первая встреча его полностью удовлетворила», — так цитирует Интерфакс Степашина.
Однако сразу напоминает, что в США слишком много российских разведчиков — по версии АП, эту проблему во время визита Степашина обсуждали. Степашин же только намекнул прессе, что пока существуют государства, будут существовать и спецслужбы. Вашингтон откровенно недоволен затяжкой с ратификацией Госдумой России договора СТАРТ-2 (о сокращении стратегических ядерных вооружений) — по словам помощника президента США по национальной безопасности Сенди Бергера, косовский кризис не может служить оправданием этой затяжки, так как она продолжается с 1993 года. Без ратификации этого договора не будет подписан и договор СТАРТ-3, который предусматривает ликвидацию 2-2,5 тысяч ядерных боеголовок каждой стороной. США озабочены актами антисемитизма в России, сказал Гор, — и это также может стать серьезным осложнением отношений Вашингтона с Москвой.
Пока ясно, что США, возможно, уже рассматривают Степашина как одного из кандидатов в российские президенты, что США заинтересованы в возвращении России к большой международной политике и что США не будут чинить препятствий предоставлению Россией гуманитарной помощи Сербии.
Военно-политические и геостратегические переговоры двух «великих мира сего» по поводу договоров СТАРТ-3 и о противоракетной обороне (где остаются значительные расхождения в позициях) начнутся в августе в Москве. И вообще, все выглядит так, как будто США не торопясь делают свое дело.