Уже в дни трагедии на Дубровке многие наблюдатели предупреждали, что происходящее в том или ином виде может повториться, что российское общество столкнулось с неизвестным до сего времени феноменом чеченской войны — терроризмом смертников, и мы наблюдали не конец, а начало его становления — потому что гибель отряда Бараева для последователей захватчиков Дубровки была скорее положительным примером, которому можно и нужно подражать. Уже после Дубровки смертники проявили себя в Чечне и вот теперь — в Тушино.
Бесполезно сегодня говорить о ненадлежащей системе безопасности. Израильтяне разработали куда более совершенную систему безопасности, отслеживают чуть ли не каждого смертника с вертолетов на относительно небольшой территории региона — а они все равно взрываются. А тут — Россия, территория куда менее отслеживаемая, даже когда речь идет об отдельных городах. Впрочем, и в России, и в Израиле давно поняли, что лекарство от террора может быть одно — это политическое урегулирование ситуации, которое сделает само существование террористов невыгодным и для элиты, и для народа.
Дальше сходство заканчивается. Потому что израильтяне четко говорят: они будут иметь дело с тем лидером палестинцев, который будет готов уничтожить терроризм. Им не нужно, чтобы этот лидер любил их, им нужно, чтобы он не любил террористов, умел с ними договориться и знал, как их остановить. У россиян другие установки — им нужно, чтобы чеченский лидер любил Россию и Путина. Но оттого, что Ахмад Кадыров испытывает эти эмоции, шахидов меньше не становится.
Когда-то я писал о необходимости найти «кавказского Арафата». Теперь Арафат уже никому не поможет — ни в Палестине, ни в Чечне. Теперь нужно искать «кавказского Аббаса» — человека, который сможет добиться стабильности в республике, человека, который окажется компромиссной фигурой и для Москвы, и для чеченских кланов, человека, который остановит террор и сделает его невыгодным для отчаявшегося чеченского общества. Можно, конечно, идти и другим, уже проторенным путем — путем декларативного политического урегулирования, путем постепенного, но верного превращения всей России в страну Шахидию…